Ключевой темой форума в этом году станет обсуждение новой архитектуры мировой экономики и перспектив развития финансовой индустрии стран ОИС в регионах Российской Федерации. Традиционно большинство мероприятий саммита так или иначе поднимают тему развития сотрудничества России и исламских стран, привлечения исламских инвестиций в РФ и перспектив развития системы исламского банкинга в нашей стране. К принятию каких решений может подтолкнуть российские власти KazanSummit-2016 и что сулит России и Татарстану, в частности, подобный разворот на Восток? Об этом в нашем сегодняшнем материале.

«Главной целью форума является попытка интегрировать отчасти Россию в экономику исламского типа, определить возможности взаимодействия между традиционными финансово-экономическими институтами, которые функционируют в нашей стране в рамках общеевропейских традиций, и институтами, действующими в странах Ближнего Востока, Юговосточной Азии, построенными на иных финансово-экономических принципах, — отмечает заведующий кафедрой ценных бумаг, биржевого дела и страхования КФУ Игорь Кох. – К сожалению, в современных реалиях это сделать достаточно сложно в силу исходных противоречий между двумя системами. Именно поиск путей обхода или устранения подобных несостыковок и дает пищу для размышлений и обсуждения в рамках KazanSummit. Прежде всего, безусловно, нас интересует решение вопросов, связанных с возможностью использования в рамках российского законодательства тех инструментов, которые применяются в исламском  типе экономического устройства«.

Как известно, сектор исламского финансирования сегодня является самым быстрорастущим в мире, набирающим ежегодно 15-20% роста. По данным МВФ, исламский банкинг практикуют более 400 финансовых институтов мира. А статистика Исламского банка развития за последние 15 лет указывает на среднегодовой 15-процентный прирост исламских финансовых активов, общий объем которых к концу 2015 года вплотную приблизился к знаковому рубежу в 3 трлн долларов США. Популярность исламского банкинга объясняется просто: тогда, как в период мирового финансового кризиса классические банки терпели поражение, исламские практически не пострадали. Однако что принесет включение принципов исламского финансирования в отечественную действительность российской экономике?

«В первую очередь, это даст возможность российским банкам и компаниям выйти на рынки соответствующих стран, которые на сегодняшний день для них закрыты. Прежде всего, речь идет, конечно, о финансовых рынках. При этом в основном отечественные банки и организации заинтересованы в привлечении инвестиций из этих стран, в том числе, по причине частичной закрытости западных банковских систем для нас в последнее время, — поясняет эксперт. – Вторым значимым результатом начала работы в рамках исламской финансово-экономической системы могло бы стать вовлечение в легальный финансовый оборот части ресурсов, которые имеются внутри страны, но по идеологическим соображениям их держателей не могут быть вовлечены в операции традиционного характера. Таким образом, исламский банкинг позволил бы более полноценно использовать внутренние ресурсы«.

Если же говорить о перспективах развития и оценивать сроки, в которые можно было бы поставить систему исламского финансирования в России на надежные рельсы, здесь, по мнению экономиста, все зависит от того, насколько эффективно будут решаться вопросы юридического характера. К слову, решить в этой области предстоит немало проблем. Ведь, как известно, в рамках действующего сегодня в РФ законодательства исламский банкинг не может полноценно развиваться.

«Национальное финансовое законодательство предусматривает несколько базовых вещей. Оно дает четкое описание финансовых инструментов, которые могут быть использованы в стране, операций, которые могут проводиться при помощи этих инструментов, и порядок осуществления этих операций, а также требований к субъектам, осуществляющим эти операции. Этих элементов под специфические исламские инструменты у нас нет. И на данный момент в действующее законодательство вписать их практически невозможно, — подчеркивает специалист. — К примеру, в законодательство включено  понятие «облигация», а также описаны правила ее использования. Но мы не можем в российское законодательство уже сегодня включить понятие облигации – сукук – в исламском представлении. Дело в том, что в самом определении облигации, которое есть в нашем законодательстве, написано, что облигация предполагает выплату фиксированного процента, и обойти эту норму мы не можем. Шариат же запрещает ростовщичество, и по этой причине в исламской экономической системе облигации с фиксированной доходностью недопустимы. Точно также мы не можем ее обойти и в том, что касается кредитов и депозитов. Пока в законодательстве не будет описания инструментов и операций, построенных на иных основах, дело будет стоять на месте«.

Помимо законодательных трудностей, есть и другие препятствия на пути привлечения и удержания исламских инвестиций. Так, например, возникает множество вопросов идеологического характера. Дело в том, что исламский банкинг предполагает использование финансовых инструментов в достижении лишь тех целей, которые соответствуют канонам ислама.

«Какое ведомство должно быть создано для этих целей в нашей стране или на какую организацию из существующих могут быть возложены эти обязанности, кто в принципе имеет право проводить подобную экспертизу и оценку в том, что касается финансовых операций – вопросы насущные и достаточно значимые. Важно учитывать и то, что исламский банкинг по этой причине в российских реалиях никогда не сможет стать универсальным инструментом«, — резюмирует Игорь Кох.