2017 год проходит в Казани и одном из главных ее научных центров – КФУ – под знаком востоковедения — казанскому академическому востоковедению, положившему начало всему российскому востоковедению исполняется 210 лет. К слову, официально последнее моложе на целых 11 лет – 200-летний юбилей оно отметит в следующем году. И, как это часто бывает, одной круглой датой дело не ограничивается – в году текущем исполнилось 180 лет с момента образования в структуре Казанского университета кафедры китайской словесности. А уже спустя несколько дней – 9 октября – 60 лет исполнится Обществу российско-китайской дружбы. К слову, его филиал открылся в этом году при КФУ. Да и Институт Конфуция, действующий на базе вуза, существует уже 10 лет.

Как видно, поводов для обсуждения сегодня темы востоковедения в самом широком смысле предостаточно. Ведь одно дело многочисленные юбилейные даты и совсем другое – реальное наполнение этих направлений деятельности на современном этапе в вузе, изначально игравшем роль своего рода перекрестка для Востока и Запада, и целью которого заведомо было тщательное изучение разноплановых процессов с обеих сторон. Но, учитывая, что охватить все в одном материале не представляется возможным, а казанское академическое востоковедение начиналось во многом с китаеведения, которому в этом году в связи с вышесказанным стоит уделить особое внимание, остановимся сегодня на современном положении дел именно в этой области. О том, каким сейчас предстает перед нами казанское китаеведение, рассказывает директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов.

«В области востоковедения в Казанском университете ведется комплексная работа»

Прежде всего, необходимо отметить, что в области китаеведения сегодня в Казанском университете ведется полномасштабная комплексная работа. Так, при Институте международных отношений, истории и востоковедения сегодня действуют научно-образовательный центр «Синология», открытый, к слову, весной текущего года, в течение уже 10 лет работает Институт Конфуция, количество заключенных договоров о сотрудничестве с различными научно-образовательными центрами Китая приближается к двум десяткам. Что важно, дело отнюдь не ограничивается ведением образовательной деятельности, направленной на изучение соответствующего языка, и исследованиями в области лингвистики. Безусловно, это база, без которой было бы бессмысленно проводить дальнейшие научные изыскания, ведь заведомо понятно, что, каким бы хорошим специалистом по региону во всех аспектах не был бы тот или иной человек, если он не знает «своего» языка, его невозможно будет считать полностью компетентным в этих вопросах. Однако сотрудники Института международных отношений, истории и востоковедения ведут работу по самым разноплановым направлениям этой научной отрасли.

Так, сегодня синология в КФУ представлена тремя базовыми направлениями исследований. Первое из них – китайская филология в прагматическом аспекте, или, иначе говоря, межкультурная коммуникация в самом широком смысле. Ведущими учеными вуза в этой области выступают заведующая кафедрой алтаистики и китаеведения КФУ Альфия Аликберова и старший преподаватель кафедры Светлана Глушкова. Так, Светлана Глушкова сегодня изучает различные формы выражения вежливости в китайской культуре. Ни для кого ни секрет, что китайское общество сильно отличается от обществ западного мира, общение между людьми в нем во многом базируется на соблюдении исконных традиций, и умение учесть эти нюансы в общении с его представителями не только не излишне, но и является залогом успеха в достижении поставленных целей. История знает немало ситуаций, когда, к примеру, важнейшие контракты бизнес-корпораций срывались исключительно по той причине, что люди, ведущие переговоры, не сочли нужным предварительно проконсультироваться со сведущими специалистами и учесть все нюансы китайской культуры в своем поведении. В скором времени в открытом доступе должна появиться монография, посвященная этой теме.

В свою очередь, Альфия Аликберова сегодня занята проведением исследований по российско-китайскому взаимодействию в социогуманитарной сфере, в том числе изучением деятельности российских Институтов Конфуция, обобщением опыта их деятельности. Это также имеет несомненную практическую значимость, ведь в каждом регионе свои потребности и свой уровень востребованности такого рода центров и соответствующих специалистов.

Российско-китайское партнерство в сфере образования и науки продолжается не одно десятилетие, но с каждым годом число совместных проектов и разработок растет. Актуальность взаимодействия с образовательными и научными учреждениями Китая обуславливается целым рядом факторов, в числе которых – эффективное экономическое развитие КНР, его позиционирование как стратегического партнера России, возрастающая потребность в подготовке высококвалифицированных национальных кадров. Последнее десятилетие ХХ в. — первое десятилетие XXI в. стало для Китая эпохой новых вызовов и новых возможностей. Для решения возникших задач руководство Коммунистической партии Китая полностью пересмотрело стратегические планы развития, были скорректированы старые и сформулированы новые принципы, ключевые концепции, как во внутренней, так и во внешней политике. КНР в стремлении увеличить свое влияние не только на региональном, но и на мировом уровне, активно пользуется заимствованными концепциями усиления государственной мощи, синтезируя их с традиционной китайской дипломатией, основанной на стратагемном мышлении и прошедшей в своем развитии несколько тысячелетий. В настоящее время набирает популярность концепция «мягкой силы», которая подразумевает использование нематериальных властных ресурсов культуры и политических идеалов для воздействия на восприятие окружающим миром современного Китая. Для наращивания совокупной мягкой силы государства используются различные инструменты, в том числе и технологии культурной дипломатии. Одним из таких проектов, способствующих выходу Китая во вне, продвижению китайской культуры и языка за рубежом, накоплению мягкой силы государства и стал проект «Институтов Конфуция». Обо всем этом подробно Альфия Аликберова рассказывает в монографиях, опубликованных в рамках деятельности НОЦ «Синология».

Второе направление китаеведения в КФУ посвящено изучению вопросов, связанных с особенностями китайской культуры. Этой классической проблематикой сегодня в вузе занимается доцент кафедры алтаистики и китаеведения КФУ Рустем Мухаметзянов. Китайская культура в своей основе очень сильно отличается от западной – иначе устроена историческая память китайского народа, по-другому расставлены приоритеты и на повестке дня иные ценности. Во многом по этим причинам эта тематика никогда не теряет своей актуальности, а результаты проведенных исследований имеют вес не только на протяжении десятилетий, но и в веках.

И третьим направлением, также классическим и не теряющим своей ценности, является подготовка к публикации документов, посвященных истории российского и западного востоковедения. Так, сегодня в вузе завершена реализация масштабного проекта в этой области, и на днях вышел из печати объемный – более 700 страниц — том, в котором представлены дневники Николая Федоровича Катанова, считающегося первым хакасским ученым и являвшегося профессором Императорского Казанского университета.

В свое время, около века назад, он совершил путешествие в провинцию Синьцзян – территорию, имеющую огромное историческое значение для развития всего Китая и сегодня в виде Синьцзян-Уйгурского автономного района являющуюся самой большой по площади территориально-административной единицей КНР. Материалы его дневников ранее не были опубликованы, но, что важно, они ничуть не устарели по причине, уже упомянутой выше – внутренние перемены в китайском обществе и даже – еще более глубоко – в сознании китайского общества происходят отнюдь не быстро, в этом заключена специфика развития китайской цивилизации. Семейные ценности, основы конфуцианства, вертикальная субординация – несмотря на происходящие процессы модернизации общества это остается неизменным. А, значит, то, что было актуально 100 лет назад остается таким и по сей день и будет актуально еще очень долго. Авторами этого монументального труда выступают профессора кафедры алтаистики и китаеведения КФУ Дмитрий Мартынов и Рамиль Валеев. Следующей работой на этом направлении станет совместное исследование КФУ и Института восточных рукописей РАН научного наследия российских востоковедов XIX века Олега Михайловича Ковалевского и Василия Павловича Васильева – ученые выиграли грант РГНФ на ввод в научный оборот ранее не публиковавшихся архивных документов. Главным образом речь идет о дневниках и переписке, хранящихся в Национальном архиве Республики Татарстан, Архиве РАН и Институте восточных рукописей РАН.

Кроме того, в рамках этого направления большое внимание уделяется исследованиям традиционного общественного идеала Китая, или Да тун, что означает «Великое единение». Это идеальное состояние страны и мира, Поднебесной, которое сформулировал Конфуций, а на современном уровне осмыслил великий реформатор Кан Ювэй, изучением творческого и литературного наследия которого, а также его современников долгое время занимается Дмитрий Мартынов. Эта тема входит и в сферу научных интересов его коллеги, также профессора кафедры алтаистики и китаеведения КФУ Габдулзямиля Зайнуллина. Так, в апреле текущего года за их авторством в свет вышла монография, посвященная идее Великого единения и истории китайской общественной мысли. К слову, книга была презентована Генеральному Послу КНР в РФ господину Ли Хуэю во время открытия НОЦ «Синология». А ранее в 2010 году Дмитрий Мартынов опубликовал первый перевод на русский язык «Автобиографии» Кан Ювэя.

«В этом году будущими китаистами в КФУ стали около 200 человек»

Безусловно, китаеведение, как, впрочем, и любая другая научная отрасль, может активно развиваться только при наличии возможности подключения к исследовательскому процессу молодых умов. Поэтому в Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ огромное внимание уделяется подготовке новых специалистов в этой области. В вузе по направлению «Востоковедение и африканистика» реализуется целый ряд профилей подготовки – «Языки стран Азии и Африки», «История стран Азии и Африки», «Экономика стран Азии и Африки», «Международные отношения», а также действует в этой области направление подготовки «Лингвистика». И, как видно из этого перечня, речь вновь идет о комплексной работе. Здесь мы идем в ногу с нашими давними партнерами – Институтом стран Азии и Африки МГУ и Восточным факультетом СПбГУ. Другие российские вузы уже не могут похвастаться такой «комплексностью» китаеведческого образования – в их стенах реализуются либо направление «Зарубежное регионоведение», либо «Лингвистика», которые являются узкоспециализированными. Первое подразумевает исключительно изучение региона с экономической и политической точек зрения, второе – непосредственно языка и не более.

Надо сказать, интерес со стороны абитуриентов к упомянутым направлениям и профилям подготовки не падает. А в этом году в области были побиты все рекорды приема – план был превышен более чем в два раза, и будущими китаистами стали около 200 человек. Многих, безусловно, привлекает как комплексность образовательного процесса, так и его практикоориентированность. Сегодня количество соглашений о сотрудничестве КФУ с вузами Китая превышает десяток, и каждое из них предполагает развитие академического обмена и организацию стажировок. Регулярно в Казанский университет приезжают преподаватели из Китая и читают лекции по лингвистике, истории, культуре КНР – в вузе всегда активно работают носители языка. А с момента открытия на базе КФУ Института Конфуция в 2007 году появилась возможность приглашать специалистов в области преподавания китайского языка как иностранного. И теперь ежегодно 2-3 человека приезжают также по линии Института Конфуция читать нашим студентам лекции, посвященные разным аспектам китаеведения.

Кроме того, каждый студент может принять участие в программах обмена и поехать в Китай на семестровую языковую стажировку – для этого есть все возможности и практически все учащиеся их используют. К слову, действуют в КФУ и грантовые программы Института Конфуция, являющиеся, что немаловажно, стипендиальными. Есть и специальная грантовая программа правительства КНР, направленная на увеличение академического обмена, — некоторые студенты пользуются и этой возможностью.

Замечу, развитие этой области не стоит на месте. Так, сейчас ведутся переговоры с двумя вузами Китая о создании программ двойных дипломов по схеме «3+2», когда студенты соответствующих профилей подготовки будут обучаться три года в КФУ и два года в вузе-партнере, а китайские студенты с точностью наоборот. Также в ближайшее время планируется открыть магистратуру по направлению «Востоковедение и африканистика» — соответствующие документы уже поданы на рассмотрение в Министерство образования и науки РФ.

«КФУ является центром притяжения для российских и зарубежных китаистов»

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что сегодня, наряду с МГУ и СПбГУ, КФУ является центром притяжения для всех видных российских и большой части зарубежных китаистов. Так, в этом году ведущие специалисты в этой области и профессионалы в сфере популяризации китайской культуры собирались в КФУ не единожды. В вузе прошли торжественные мероприятия, посвященные 10-летию Института Конфуция, был проведен всероссийский этап международного конкурса по китайскому языку «Китайский мост», состоялось открытие регионального отделения Общества российско-китайской дружбы. В первом из перечисленных событий приняли участие Генеральный Посол КНР в РФ Ли Хуэй и министр-советник по делам образования Посольства КНР в РФ Чжао Гочэн, что уже само по себе говорит о внимании к Казанскому университету как одному из ведущих центров китаеведения в России.

Кроме того, только что именно в наших стенах завершился крупнейший международный китаеведческий форум, проходящий на базе вуза уже десятый год подряд – международная научно-практическая конференция «Россия-Китай: история и культура». Она является поистине уникальной – форумов такого уровня, где бы обсуждался весь спектр проблем этой области знания, на регулярной основе сегодня не проводится больше нигде не только в России, но и во всей Европе. За время своего существования форум заслужил признание научной общественности всего мира. Так, в этом году участие в столь знаковом мероприятии приняли более 200 специалистов в области востоковедения. Помимо исследователей из России и Китая, в их число вошли также ученые из Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Белоруссию, Туркменистана, Южной Кореи, Болгарии.

Ключевыми фигурами форума стали директор Института восточных рукописей РАН Ирина Попова, заведующий отделом Китая Института востоковедения РАН Артем Кобзев, директор Центра «Комплексного китаеведения и региональных проектов» МГИМО МИД России, член Общественного Совета Минвостокразвития Алексей Воскресенский, руководитель группы гуманитарного сотрудничества и информации посольства России в Китае Павел Лапин, декан Университета международных отношений КНР  Гао Фэй, главный научный сотрудник Университета международных отношений КНР  Чжан Цзян, специалист по китайскому праву Хунаньского педагогического университета Ван Баоши.

Что немаловажно, конференция стала площадкой и для дальнейшего развития казанского академического востоковедения — в ее рамках состоялось подписание ряда соглашений о сотрудничестве. Речь идет, в частности, об укреплении связей с Институтом восточных рукописей РАН. Документ заложил основу для создания базы практики для студентов КФУ в Институте восточных рукописей РАН и положил начало созданию условий для полномасштабного сотрудничества в научной и образовательной сферах.