Совсем недавно исполнился год с момента создания на базе РКБ-2, больницы скорой медицинской помощи №2 Казани и городской поликлиники №2 Университетской клиники «Казань», входящей в состав ИФМиБ КФУ.
За этот год была проведена масштабная организационная работа, уже начавшая приносить результаты. Одним из них стала возможность массовой постановки сотрудников КФУ на учет для профилактической работы и оказания медицинской помощи.
О том, зачем нужна эта постановка и какие выгоды она сулит, рассказывает главный врач Университетской клиники «Казань» Альмир Абашев:
— Альмир Рашидович, какие плюсы даст сотрудникам КФУ их прикрепление к Университетской клинике?
— У коллективов каждого подразделения КФУ будет свой доверенный врач, а маленькие коллективы будут объединены по несколько у одного врача. Это позволит эффективно проводить профилактическую работу в коллективах, например, оценивать условия труда, учитывать их факторы, влияющие на здоровье. По итогам такой работы можно разрабатывать комплексы мер по сохранению здоровья каждого сотрудника. Особенно важно это тем, кто имеет какие-либо заболевания – подобный персональный подход поможет избежать их обострений.
Кроме того, всякую болезнь легче предупредить, чем лечить. Залог успешного лечения любого заболевания и предотвращения его осложнений – точная диагностика. В РКБ-2 она всегда была сильна, а сейчас мы ее модернизируем: в развитие клиники уже вложено около 450 млн. руб., которые, в основном, пошли именно на усовершенствование диагностических методов, на улучшение контактов между пациентами и врачами. Это нужно для того, чтобы было меньше обоюдного недопонимания, чтобы врачам для принятия верных решений по тактике лечения предоставлялась более ясная картина.
Еще один плюс: у нас будет организована доступная связь амбулатория-стационар. Обычно после того, как пациент получает в поликлинике диагноз, у него бывают трудности с определением в стационар. У нас этот провал будет ликвидирован, ведь в составе Университетской клиники есть и поликлиника, и больница с востребованными и доступными видами стационарного лечения.
— А какие документы нужно собрать сотрудникам КФУ, желающим встать на учет в Университетской клинике?
— Процедура постановки на учет проста. Нужно прийти с паспортом, полисом и СНИЛС в свою поликлинику и получить там выписку из амбулаторной карты или саму карту. Затем с этими 4-мя документами нужно приехать к нам. В помещении проходной (вход с ул. Шмидта) организована выдача бланков заявлений на выбор медицинской организации. Нужно получить и заполнить этот бланк, после чего сдать его. Бланки выдаются в будние дни с 8.00 до 10.00.
— Альмир Рашидович, все ли сотрудники КФУ могут прикрепиться в клинике? И предоставляется ли такая возможность членам их семей?
— В Казани живут примерно 5000 сотрудников КФУ. До конца сентября мы можем массово поставить на учет 3000 человек, после – по мере уточнения числа прикрепленных и формирования участков. Что касается семей, то у нас могут прикрепиться родственники 1-й генерации – супруги и достигшие 18 лет дети. Родители в этот контингент не попадают.
— А как быть сотрудникам, с которыми заключены временные контракты?
— Для них нет никаких препятствий – они тоже могут прикрепиться.
— Допустим, человек отработал в КФУ, потом уволился или ушел на пенсию – будет ли он по-прежнему оставаться пациентом Университетской клиники?
— Конечно — выбор медицинской организации в РФ осуществляется только по волеизъявлению гражданина. Если человека устраивает наша работа, он может остаться здесь.
— То есть, главное условие прикрепления – работа в КФУ?
— Такой жесткой привязки к месту работы у нас нет. Просто мы планируем в дальнейшем модернизировать систему здравоохранения сотрудников КФУ, поэтому приоритет сегодня отдан именно им.
— Какой спектр медицинских услуг предлагает Университетская клиника?
— От обычной терапии до различных направлений хирургии, включая сердечно-сосудистую. Кстати, в ней опыт бывшей РКБ-2 едва ли не самый большой среди больниц Татарстана. Помимо современных методов диагностики и лечения, проводимых квалифицированными специалистами, у нас создается так называемая «дружелюбная» атмосфера – просторные холлы с большим числом мест для ожидания, удобные маршруты. Тем более, с включением в состав КФУ мы получили дополнительные ресурсы для внедрения новых технологий, улучшения инфраструктуры, повышения квалификации врачей. Это позволяет нам уже сегодня достойно конкурировать с самыми оснащенными клиниками Казани.
— Альмир Рашидович, но в Университетской клинике нет всех медицинских профилей. Будет ли она в деле оказания помощи пациентам взаимодействовать с другими медицинскими учреждениями Казани?
— Да, мы остались глубоко интегрированными в городскую систему здравоохранения – так же, как и другие больницы города, оказываем в режиме «24/7» неотложную медицинскую помощь, спасаем больных с инфарктом миокарда или инсультом, занимаемся неотложной общей хирургией, гинекологией и урологией.
— А как клиника будет участвовать в обучении университетских студентов-медиков?
— ИФМиБ КФУ заинтересован, чтобы его студенты получали практические навыки работы с пациентами амбулаторно-поликлинического звена. Вот завтра они, пройдя аккредитацию и получив диплом, пойдут работать без всякой первичной подготовки. Это нормально? Нет — студенты должны четко владеть технологией работы с пациентами и обладать знаниями, достаточными для принятия верных решений. Поэтому, в Университетской клинике «Казань» создается вся инфраструктура, необходимая для подготовки студентов-медиков, которые по окончании учебы станут участковыми врачами общей практики.
— Вообще, что нового происходит в жизни Университетской клиники: появилось ли какое-то оборудование или медицинские услуги?
— Я уже говорил о том, какое внимание мы уделяем диагностике. У нас, например, организована центральная лаборатория (ул. Волкова, д. 18), где применяются самые современные диагностические методы – такие, как биохимический. Там есть также банк клеток, который позволяет применять новые методы экстракорпорального лечения различных заболеваний. Они заключаются в том, что у пациента забираются некоторые элементы крови, особым образом обрабатываются лекарственными веществами и вводятся обратно. На территории РТ это «ноу-хау».
— Значит, эти клетки – носители лекарств для их таргетной доставки?
— Нет, не совсем носители: после обработки они сами по себе имеют высокий потенциал для борьбы с возбудителями заболеваний.
— То есть, это модифицированные клетки…
— Совершенно верно!
— А какие новшества в работе клиники планируются?
— Мы думаем о том, чтобы начать работу с гетерогенными клетками человека – их будут брать из биобанка, подвергать воздействию необходимых лекарственных препаратов и применять в лечении. Допустим, есть пациент с серьезной гнойной инфекцией. Его организм сам справиться с ней не в состоянии из-за обширного очага или сильной патогенности возбудителей. Традиционное лечение антибиотиками или противовирусными лекарствами медленное и дорогостоящее. Кроме того, оно чревато побочными эффектами в виде осложнений. А при новом методе мы уже сейчас в состоянии подготовить соответствующим образом либо собственные клетки больного, либо, в дальнейшем, клетки из хранящегося в биобанке запаса – обработать их нужными биологически активными веществами и затем ввести их больному.
— Как изменится кадровый состав клиники — останутся ли работать квалифицированные врачи из РКБ-2?
— Безусловно. Мы нацелены на кадровое сбережение. Кроме того, ни для кого не секрет, что проблема №1 для больниц и поликлиник – кадровый дефицит. Да и отношение медработников к своим профессиональным обязанностям тоже порой весьма проблематично. Это связано с первой проблемой – часто медики из-за своей загруженности не в состоянии принять верные тактические решения, пусть даже и обладая необходимыми профессиональными знаниями и навыками. Поэтому мы будем сохранять старый коллектив, члены которого пройдут переподготовку. Но мы будем также организовывать приток новых специалистов. А в работе поликлиники будут задействованы и врачи из стационара – в качестве консультантов по недостающим профилям.
— Проводится ли в Университетской клинике какие-либо исследования? Если да, то в какой области и на что они направлены?
— Да, проводятся — совместно с сотрудниками ИФМиБ и учеными-лингвистами мы ведем работу с пациентами, перенесшими острое нарушение мозгового кровообращения – добиваемся скорейшего восстановления их речевых функций. Кроме того, к поликлинике планируется прикрепить около 45000 человек – врачи-исследователи смогут наблюдать любые социальные явления, изучать любые процессы, имеющие отношение к здравоохранению. Разумеется, все это будет осуществляться на добровольной основе – с согласия граждан. Эти наблюдения очень помогут науке, ведь в них участвует типичный для нашего региона сегмент населения.
— А каков он, этот сегмент?
— Мы, например, проанализировали возрастной состав прикрепленного к нашей поликлинике населения. 60% контингента – лица в возрасте 20-55 лет. А вот 75% тех, кто наиболее часто обращается в поликлинику за консультациями и помощью, имеют возраст от 50 лет.
— Альмир Рашидович, планируется ли участие клиники в каких-либо международных программах по здравоохранению? Например, отделение неврологии участвует в международной программе по борьбе с инсультом. Будет ли это продолжаться, например, в области диагностики – КФУ же присоединился к Кокрейновскому сообществу?
— Сотрудничество с Кокрейновским сообществом для нас, безусловно, полезно, потому что оно обладает багажом эффективных и доступных методик, как диагностических, так и лечебных, а также лекарственных процедур и препаратов. Причем, все это абсолютно достоверно. Кроме того, мы будем применять и новые методики, уже прошедшие стадии предклинических и клинических исследований.
— Подытожим: университетская клиника сейчас находится, как бы, на передовой медицинской науки, поэтому прикрепиться к ней для медицинского обслуживания очень выгодно…
— То, что на передовой – сказано преждевременно, но мы к этому стремимся.
По завершении беседы с главврачом мы посмотрели, как обстоит дело с выдачей бланков заявлений. Она шла — даже образовалась небольшая очередь, которая, впрочем, бодро продвигалась. И места в ней постоянно занимали все новые и новые сотрудники alma mater.