Практически перед новогодними каникулами автора этого материала угораздило заболеть. Все было как обычно в таких случаях: физическая слабость, кашель, температура и быстро возникший дефицит носовых платков. А тут, как всегда вовремя, позвонила мать автора – что-то выяснить. Услышав его характерный «прононс», она немедленно порекомендовала принять широко разрекламированное чудо-средство «от простуды» — те самые таблетки, которые надо рассасывать, положив под язык, каждые полчаса в течение 2-х часов.
Этот совет вызвал у автора бурный приступ переходящего в кашель хохота – он-то прекрасно знал, что эти таблетки – отнюдь не лекарства, а «лохотрон» похлеще большинства БАДов. А в чем тут подвох, рассказывает известный популяризатор науки, лауреат премии «Просветитель» Ася Казанцева. Этой информацией, кстати, она щедро поделилась на презентации просветительского фонда «Эволюция», которая прошла в декабре.
Ася начала свое выступление весьма необычно – сообщив о намерении покончить с собой, она взяла со стола баночку таблеток с труднопроизносимым названием и неприличной ценой, высыпала оттуда на ладонь целую их пригоршню и немедленно проглотила. Затем Ася рассказала недоуменно взирающим на нее зрителям историю американской певицы Алексы Рей Джоэл, вознамерившейся в свое время покончить с собой из-за несчастной любви. Она решила свести счеты с жизнью посредством передозировки некоего лекарства и осуществила задуманное – приняла сразу 15 таблеток обезболивающего.
Но дальше все пошло как-то не так: певица, как ей показалось, почувствовала себя плохо, передумала умирать и позвонила по телефону 911, объяснив, что с ней творится. Карета «Скорой помощи» оперативно доставила ее в больницу, где врачи первым делом спросили у жертвы Амура, что именно она приняла и сколько. Выслушав ответ, эскулапы, с трудом сохраняя серьезное выражение лиц, просто выставили бедолагу на улицу, без оказания какой-либо помощи – даже промывание желудка не сделали.
Это не было служебной халатностью – Алекса Рей Джоэл по незнанию наелась средства, которое в принципе не могло навредить (впрочем, как и в чем-то помочь). Почему не могло – потому, что было гомеопатическим. Именно таким снадобьям и была посвящена лекция, носившая название «Гомеопатия: как это (не) работает». В ее начале Ася приняла именно гомеопатические таблетки, которые не могли ей принести ни вреда, ни пользы. Кстати, сами врачи-гомеопаты утверждают, что передозировка их «лекарств» безвредна – они, мол, действуют только на тех людей, у кого уже есть симптомы какого-то заболевания. Но создатель гомеопатии, немецкий врач Христиан Фридрих Самуэль Ганеман (Christian Friedrich Samuel Hahnemann, 1755-1843) считал иначе: как рассказала Ася, в своей книге «Органон врачебного искусства» он писал, что гомеопатические лекарства всегда вредны, если назначаются в большом количестве, причем вред возрастает при увеличении дозировки.
Наша справка: что же это за зверь такой – гомеопатия? Этот термин появился в результате слияния греческих слов ὅμοιος — подобный и πάθος — болезнь. Это вид альтернативной медицины, претендующей на способность лечить или предупреждать болезни методами, эффективность которых не доказана наукой. Лечат там сильно разведенными препаратами (какими – расскажем ниже), предположительно вызывающими у здоровых людей симптомы, подобные симптомам разных болезней. Концепция такого лечения основана на принципе «Лечить подобное подобным» (лат. similia similibus curantur).
Нужно отметить, что герр Ганеман действовал из лучших побуждений и показал себя настоящим ученым-исследователем. Он изучал медицину в университетах Лейпцига и Вены, а в Университете Эрлангена защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. Заодно Ганеман разочаровался в современной ему медицине – развитый интеллект молодого доктора позволил ему увидеть недостатки существовавших тогда теорий и методов лечения. Действительно, все эти втирания ртути, кровопускания и клистиры не имели разумного объяснения.
Кстати, он вообще был неординарной личностью. Ганеман родился в Мейсене (Саксония), в семье, традиционно занимавшейся художественной росписью фарфора, но не проявил художественных способностей, а решил посвятить себя благородной профессии врача. Заодно он еще в молодости умудрился, помимо обязательной для студиозусов латыни, изучить английский, французский, итальянский и греческий языки, благодаря чему вел вполне обеспеченную жизнь, подрабатывая переводчиком и преподавателем языков. Затем почтенный доктор освоил арабский и сирийский, а также близкие к ним древнеарамейский и древнееврейский языки.
Столь выдающиеся лингвистические способности позволили Ганеману тщательно изучать зарубежные книги по медицине – для поиска новых подходов к лечению. В числе проштудированной им литературы была книга известного шотландского врача Уильяма Каллена «Materia medica», где, в частности, описывалось успешное лечение малярии с помощью хинина – страшно горького препарата, получаемого из коры дерева цинхона, растущего в Южной Америке. На основе этого Каллен сделал вывод о том, что хинин годится для лечения любых лихорадок и простуды.
Прочитав это, Ганеман поставил эксперимент на себе: будучи совершенно здоровым, он принял большую дозу хинина и начал «слушать» себя. Вскоре он почувствовал симптомы лихорадки: сопровождающееся ознобом повышение температуры и жажду. Воодушевленный этим доктор вывел принцип: лекарства вызывают в организме такие же явления, как и болезни, против которых эти лекарства действуют специфически. Он активно занялся поиском лекарств, в ходе которого продолжил ставить опыты на себе: он принимал растворенные в большом количестве воды крохотные дозы различных ядовитых веществ и наблюдал, какие симптомы эти вещества вызывают. Их он считал основой лекарств для болезней с аналогичными симптомами.
Конечно, логичность выводов Ганемана сегодня вызывает удивление. Если, например, человек обжегся утюгом, то чем ему лечить ожог — раствором утюга, что ли? Но для того времени гомеопатия стала значительным шагом вперед в медицине. Она успешно применялась на рубеже XVIII-XIX веков — есть подтвержденные данные, что смертность от холеры в гомеопатических больницах была намного ниже, чем в обычных. И действительно, в обычной больнице холеру «лечили» кровопусканием и мышьяком (понятно, чем может закончиться для больного потеря почти литра крови в сочетании с приемом сильного яда), а в гомеопатической – сладенькой водичкой с тем же мышьяком, но растворенным так, что он уже не был опасен.
Но немного позднее нормальная медицина начала бурно развиваться, а вот гомеопатия осталась той же, какой ее изобрел Ганеман. Медицина сейчас дошла до роботизированных протезов, приводимых в движение нервными импульсами пациентов и обладающих почти такой же чувствительностью, как и живая рука, а экстракорпоральное оплодотворение, впервые примененное в 1978 году, дало жизнь пяти миллионам людей.
В гомеопатии же по-прежнему используются бледная поганка, рвотная сыроежка, экстракт кожных желез жабы, белена, спорынья, мышьяк, свинец, ртуть, креозот, нафталин и ряд других продуктов химической промышленности. Есть там и паук-птицеед, причем, в сноске отмечено, что используется целое насекомое. Но ведь паук-птицеед относится к классу паукообразных отряда членистоногих – это не насекомое от слова «вообще». Ну, и как после этого доверять гомеопатам?
Кстати, когда Ася огласила этот впечатляющий список, зрители начали сползать со стульев от смеха. Дело в том, что он взят не из какого-то древнего манускрипта по черной магии, а из вполне официального документа – приложения №4 к приказу минздравмедпрома РФ за № 335 от 29.11.1995 «Об использовании метода гомеопатии в практическом здравоохранении». Но, к счастью, в России врачи-гомеопаты обязаны иметь медицинское образование, поэтому они не лезут со своими чудо-грибами и полезными минералами в лечение серьезных болезней – знают, к каким последствиям это может привести.
Но, тем не менее, аптечные прилавки просто прогибаются от гомеопатических средств, которые, в свою очередь, где только не рекламируются. Об одном из них, том самом, что рекомендовала автору этого материала его мать, рассказала Ася. Это не что иное, как «Анаферон», который сейчас есть в подавляющем большинстве домашних аптечек. Производит его НПФ «Материя медика холдинг» (чувствуете, откуда ветер дует?), имеющая с его продажи колоссальную прибыль. Но вот беда – «Анаферон» неработоспособен, и вот почему: как объяснила Ася Казанцева, ни одно вещество нельзя разводить бесконечно. Существуют такие физические величины, как молекулярная масса (для каждого вещества ее можно вычислить, пользуясь Периодической системой химических элементов Д.Менделеева) и число Авогадро, показывающее количество специфицированных структурных единиц (атомы, молекулы или другие частицы) в 1 моле вещества. Определяется как количество атомов в 12 гр. чистого изотопа углерода-12. Значение числа Авогадро постоянно: NA = 6,022 140 857(74)•1023 моль−1. Так вот, по данным производителя, 1 гр. «Анаферона» содержит не более 10-24 гр. «рабочего вещества» — антител к интерферону, а это равносильно полному их отсутствию. Да и способ, которым антитела к интерферону могут вылечить грипп или ОРВИ науке неизвестен. Остальные средства, производимые «Материя медика холдинг» — из той же компании.
«Но ведь «Анаферон» помогает!» — скажут те, кто засовывал под язык эти таблетки каждые полчаса и повторил это 4 раза. Они отчасти правы: да, им полегчало, но произошло это из-за «Эффекта плацебо». Он основан на внушении пациенту того, что определенный фактор (лекарство, процедура и т.д.) должен его вылечить. И действительно, если больной ждет, что фактор поспособствует улучшению его состояния, то оно действительно наступает.
Кроме того, в своей интереснейшей лекции Ася Казанцева, чей талант в популяризации науки ничуть не уступает лингвистическим способностям Ганемана, на примере разведения спирта с водой убедительно доказала, что при принятых в гомеопатии пропорциях разведения «лекарственного» вещества его, в конце концов, просто не остается в растворе. Но рассказа об этом здесь не будет: лекция содержит столько полезной и доступно изложенной информации, что лучше все увидеть и услышать, например, вот тут (к сожалению, найти запись лекции в Казани не удалось).
Тем не менее, по окончании лекции, когда аудитории было предложено задавать вопросы, послышались очень странные реплики. Например, один из зрителей заявил, что, раз уж гомеопатия безвредна, почему бы не пользоваться ей, вместо того, чтобы, по его словам, «травиться разной химией». Вот интересно, а в случае, например, онкологического или нейродегенеративного заболевания это поможет?
Кроме того, были и те, кто не дослушал лекцию до конца: примерно в ее середине три человека, один из которых отличался весьма необычной внешностью (этакая реинкарнация Джамсарана Бадмаева), встали и с каменными лицами покинули помещение. По словам одного из зрителей, это были врачи-гомеопаты, как он выразился, «высокообразованные люди, квалифицированные специалисты». Но почему они, в таком случае, не вступили в дискуссию с лектором, почему не доказали эффективность гомеопатии? «Пока неясно – молчит наука…»
Затем тот же зритель рассказал об академике РАН, ученом-химике, выпускнике alma mater, чья научная деятельность была долгие годы связана с родным университетом. По словам зрителя (кстати, сотрудника КФУ), этот академик (действительно, выдающийся ученый) долгое время занимается свойствами различных веществ, растворенных в сверхмалых концентрациях, причем, свойства эти очень интересны и даже необычны. Но вот о том, что это за свойства – лекарственные или какие-то другие – не было сказано ни слова. Тем не менее, говоривший, забыв об атомной единице массы и числе Авогадро, а также основываясь на уходе из зала гомеопатов и на растворах, которые исследует академик, начал обвинять Асю в необоснованности ее выводов. Успокоили его лишь смех и аплодисменты аудитории. Да, он ее весьма позабавил…
В завершение стоит привести мнение экспертов ВОЗ: «Использование гомеопатии не имеет доказательной базы, а в тех случаях, когда применяется в качестве альтернативы основному лечению, несет реальную угрозу здоровью и жизни людей». А согласно выводам Комитета по науке и технологии Парламента Великобритании, медицинская страховка не должна покрывать гомеопатическое лечение: «Систематическая оценка и мета-анализ окончательно демонстрируют, что гомеопатические продукты работают не лучше плацебо». Комитет также считает, что лицензировать гомеопатические препараты нельзя — это создает у людей иллюзию, что ей предлагают действительно работающие лекарства. И да, там же есть подтверждение того, что при сверхсильном разведении в воде сохраняются следы растворенных веществ, несостоятельна с научной точки зрения.
«Для больного человека нужен врач, нужна аптека». Но к гомеопатии это не должно иметь никакого отношения, что и было просто и убедительно доказано Асей Казанцевой. Кстати, на следующий день она выступила еще с одной лекцией о здоровье, точнее, о том, как на него влияют некоторые наши привычки. Скоро будет рассказ и об этом – разговор-то получился актуальный.