Вход в личный кабинет
запомнить меня
Блог «Ad memorandum»
Статьи
Интервью
Рейтинги
Объявления
О блоге
Реальность, как она есть.
Основатель блога Алексей Леонтьев
Авторы блога ...
Всего записей 50
Число подписчиков 4
Число комментариев 0
Место в рейтинге
4
Сумма баллов
475
Награды
Описание блога
Здесь выкладываются материалы, опубликованные мной в газете "Казанский университет", а также мои взгляды на всё, что происходит вокруг. По поводу последних - я не собираюсь называть чёрное белым и не намерен ни с кем вступать в дискуссии. "Я не червонец, чтобы нравиться всем", поэтому, если кому-то что-то здесь не нравится, пусть просто найдёт себе блог или паблик по душе.
Фотогалерея
Инновация в образовании: к толерантности через искусство
19.12.2016
Рубрики:
590
5
0
Доцент КФУ рассказывает о роли искусства в воспитании личности.

13 декабря в ГТРК «Корстон» прошло награждение победителей XII конкурса «50 лучших инновационных идей для РТ».

В этом году в нем участвовало 2156 заявок из 36 районов и 19 городов нашей республики, 12 городов РФ и 3 стран – Йемена, Вьетнама и Туркмении. Больше всего заявок было в номинациях «Старт инноваций», «Инновации в образовании» и «Молодежный инновационный проект».

Не остался в стороне и КФУ – наши ученые подали на конкурс 64 заявки, 17 из которых попали в число победивших. Среди них – проект доцента ИФиМК Ляйсан Кадыйровой «Развитие интереса к искусству и культурно-историческим традициям народов при формировании гражданского самосознания личности», представленный в номинации «Инновации в образовании».

О проекте-победителе рассказывает его автор:

- Ляйсан Хабибулхаковна, как появилась идея создания этого проекта?

- 6 лет назад я участвовала в грантовом проекте «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы», в котором были задействованы школы Татарстана, Северной Осетии и Чечни. Во время выполнения работы по этому проекту появилась идея разработки учебников «Изобразительное искусство» для начальной школы РТ. Она и стала основой для нового проекта.

- А в чем его инновационность?

- Сначала вкратце о проекте: он рассчитан на развитие образования как ресурса формирования российской гражданской идентичности. Она, в свою очередь, основана на осознании своей этнической принадлежности как составляющей гражданского общества РФ и на осознании себя как части мировой цивилизации. В проекте есть концепция поликультурного художественного образования в начальной школе РТ, школьные учебники на русском и татарском языках, программы и «методички» для учителей.

Все это разработано с учетом требований ФГОС, а созданные в рамках проекта учебники «Изобразительное искусство» и «Сынлы сәнгать» ориентированы на формирование у детей уважения к культурному наследию РФ и РТ. Кстати, «Сынлы сәнгать» - 1-й оригинальный учебник по изобразительному искусству на татарском языке, созданный с учетом национального компонента и культурно-исторических традиций РТ. Это – очевидное новшество.

- Есть ли еще какие-то отличия проекта от предыдущих аналогов?

- Отличие основано на общеизвестном факте: человек, понимающий и ценящий культуру и искусство своего народа, будет так же толерантно относиться к культуре других народов.

- Ляйсан Хабибулхаковна, насколько осознание этнической принадлежности как части российского гражданского общества соотносится в Вашем проекте с осознанием себя частью мировой цивилизации? Ведь для развитых стран характерен глобализм со стиранием (по крайней мере, его попытками) всех рамок. В России же сейчас развивается псевдопатриотизм, основанный на великодержавном шовинизме, безнадежно устаревших «традиционных ценностях» и религиозных догмах…

- Мое искреннее убеждение – искусство, в широком его понимании, не имеет национальности. Если человек будет «с младых ногтей» смотреть на произведения искусства - неважно, изобразительного или декоративно-прикладного, причем, истинные, а не китчевые, будет любоваться ими, то у него в любом случае возникнет тяга к прекрасному, и он, разумеется, начнет уважать труд художника, сотворившего эту красоту. И неважно, кто этот человек - татарин, русский или японец.

Мы не замахиваемся на модное сейчас «воспитание патриотизма», а просто делаем наше дело – показываем молодым людям, как красива и уникальна наша Земля с ее природой и искусство, созданное людьми. И потом, что такое патриотизм? Это любовь к своей родине, своей земле. Мы, педагоги, можем и должны показать красоту природы родного края и созданного населяющими его людьми искусства. Если молодой человек полюбит все это - он проявит чувство патриотизма. Но вот заставить полюбить то, о чем мы рассказываем, невозможно: то, что насаждается насильно – действительно, псевдопатриотизм.

- Какую пользу Ваш проект принесет студентам?

- Они могут использовать разработанные учебники и отдельно взятые уроки из них при подготовке и проведении школьных уроков во время педагогической практики.

- А что полезного для себя могут извлечь из него преподаватели?

- Учителя начальных классов школ нашей республики уже с успехом пользуются в своей работе новыми учебниками. Что же касается моих коллег - преподавателей вузов, в том числе и КФУ, то я позволю себе думать, что на примере моего проекта они могут увидеть -если к работе подходить с душой, то она будет оценена по достоинству и станет востребованной, причем, возможно, не только в Татарстане но и за его пределами.

- И напоследок: Ляйсан Хабибулхаковна, каковы планы по развитию проекта?

- Их очень много - в сутках только 24 часа, которых просто не хватает! Надо доработать и опубликовать учебники «Изобразительное искусство» и «Сынлы сәнгать» для 4 класса, а также соответствующие «методички». Нужно подкорректировать, с учетом результатов апробации, содержание учебников и «методичек» для 1-3 классов, а также доработать по просьбам учителей контрольно-измерительные материалы. А раз проект инновационный, то надо идти в ногу со временем - разработать электронные версии учебников. Ну и, разумеется, хотелось бы разработать учебники «Изобразительное искусство» и «Сынлы сәнгать» для всех классов средней школы.

Что же, пожелаем Ляйсан Кадыйровой осуществления ее творческих замыслов и напомним, что представляет собой конкурс, в котором она победила, и каковы его цели. Ежегодный республиканский конкурс «50 лучших инновационных идей для РТ» проводится с 2005 г. Его организаторы: АН РТ и Инвестиционно-венчурный фонд РТ, партнеры - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, МОиН РТ, Торгово-промышленная палата РТ, ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», «Связьинвестнефтехим», «Ак Барс» банк» и «Химград», а также Ассоциация инновационных регионов России и Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ.

Победители конкурса определяются в 8 номинациях: «Перспектива», «Инновации в образовании», «Старт инноваций», «Наноимпульс», «Проекты Ассоциации инновационных регионов России», «Патент года», «Социально значимые инновации», «Молодежный инновационный проект». Им присуждаются именные премии и стипендии в размере от 5000 до 30000 руб., а также премии и целевое финансирование от Инвестиционно-венчурного фонда РТ от 25000 до 220000 руб.

Цели конкурса: повышение инновационного потенциала РТ, стимулирование инновационной научно-исследовательской деятельности ученых, ИТР, изобретателей, аспирантов, студентов и школьников, привлечение молодежи к научно-исследовательской деятельности и техническому творчеству, содействие использованию интеллектуального потенциала России и других стран в решении научно-технических и социально-экономических задач РТ, а также создание условий для внедрения в экономику республики инновационных технологий и развития наукоемких производств - в целях повышения конкурентоспособности продукции местных предприятий. Ректор КФУ Ильшат Гафуров говорит о нем так: «Конкурс «50 лучших инновационных идей для РТ» - ежегодный смотр достижений научных и научно-образовательных центров Татарстана. Основная его цель - не столько развитие науки, сколько выявление результатов научных исследований, имеющих коммерческую привлекательность».

Напоследок назовем остальных университетских победителей конкурса. В номинации «Инновации в образовании» - профессор кафедры «Материалы, технологии и качество» Набережночелнинского института Владимир Астащенко с проектом «Образовательные ресурсы для подготовки студентов и опережающего обучения работников промышленных предприятий по приоритетным машиностроительным специальностям». Номинация «Старт инноваций»: Алия Хуснуриялова (НИЛ «Промышленный катализ») – проект «Новые металлоорганические катализаторы на основе наночастиц для нефтехимии» и Лейсан Тазетдинова (OpenLab «Генные и клеточные технологии») – «Разработка нового метода лечения онкологических заболеваний человека с применением генно-клеточной терапии».

Номинация «Перспектива» - 3 место у студентки 4 курса Института физики Альбины Курбановой (проект «Браслет-диабетика»). Номинация «Социально значимые инновации»: доцент кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии Зуфар Шакиров с проектом «Использование дистанционных методов зондирования для выявления древних объектов на территории Билярского городища» и профессор кафедры финансового учета Гузалия Клычова – проект «Развитие бухгалтерского учета на предприятиях молочного скотоводства». Номинация «Проекты АИРР» - студентка ИФМиБ Дарья Чулпанова – проект «Ингибиторы вирусных инфекций на основе рекомбинантных белков».

А в номинации «Молодежный инновационный проект» alma mater представляют сразу 9 молодых ученых! Институт физики - магистрант Дмитрий Акатьев («Разработка метода высокоскоростной стабилизации спектральных характеристик однофотонного источника, основанного на спонтанных параметрических процессах»), студент Вадим Хундиряков («Разработка радиочастотного приемного датчика повышенной чувствительности») и младший научный сотрудник Максим Пудовкин («Синтез функциональных биосовместимых люминесцентных наночастиц трифторидов для биомедицинских применений»), ИФМиБ - студенты Ян Беркович («Разработка эффективной системы фитобиоремедиации нефтяных загрязнений почвы») и Лейсан Минигулова («Технология повышения чувствительности опухолей к лекарству у онкобольных»), младшие научные сотрудники Лейсан Тазетдинова и Ксения Колобынина («Разработка генно-клеточного препарата на основе мезенхимных стромальных клеток для восстановительной терапии травматических и дегенеративных повреждений различной этиологии»), ИЭиП - ассистент Полина Курынцева («Разработка биопрепарата, стимулирующего развитие фунгицидных свойств у компостов») и Набережночелнинский институт - старший преподаватель Евгений Рябов («Разработка конструкции малогабаритного заточного станка с ЧПУ для заточки режущего инструмента»).

Редакция «Казанского университета» поздравляет победителей конкурса и желает им не останавливаться на достигнутом – вплоть до получения премий в Стокгольмском концертном зале!

Комментарии
Лента блога

Инновация в образовании: к толерантности через искусство

13 декабря в ГТРК «Корстон» прошло награждение победителей XII конкурса «50 лучших инновационных идей для РТ».
В этом году в нем участвовало 2156 заявок из 36 районов и 19 городов нашей республики, 12 городов РФ и 3 стран – Йемена, Вьетнама и Туркмении. Больше всего заявок было в номинациях «Старт инноваций», «Инновации в образовании» и «Молодежный инновационный проект».

Не остался в стороне и КФУ – наши ученые подали на конкурс 64 заявки, 17 из которых попали в число победивших. Среди них – проект доцента ИФиМК Ляйсан Кадыйровой «Развитие интереса к искусству и культурно-историческим традициям народов при формировании гражданского самосознания личности», представленный в номинации «Инновации в образовании».

О проекте-победителе рассказывает его автор:
- Ляйсан Хабибулхаковна, как появилась идея создания этого проекта?
- 6 лет назад я участвовала в грантовом проекте «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы», в котором были задействованы школы Татарстана, Северной Осетии и Чечни. Во время выполнения работы по этому проекту появилась идея разработки учебников «Изобразительное искусство» для начальной школы РТ. Она и стала основой для нового проекта.
- А в чем его инновационность?
- Сначала вкратце о проекте: он рассчитан на развитие образования как ресурса формирования российской гражданской идентичности. Она, в свою очередь, основана на осознании своей этнической принадлежности как составляющей гражданского общества РФ и на осознании себя как части мировой цивилизации. В проекте есть концепция поликультурного художественного образования в начальной школе РТ, школьные учебники на русском и татарском языках, программы и «методички» для учителей.
Все это разработано с учетом требований ФГОС, а созданные в рамках проекта учебники «Изобразительное искусство» и «Сынлы сәнгать» ориентированы на формирование у детей уважения к культурному наследию РФ и РТ. Кстати, «Сынлы сәнгать» - 1-й оригинальный учебник по изобразительному искусству на татарском языке, созданный с учетом национального компонента и культурно-исторических традиций РТ. Это – очевидное новшество.
- Есть ли еще какие-то отличия проекта от предыдущих аналогов?
- Отличие основано на общеизвестном факте: человек, понимающий и ценящий культуру и искусство своего народа, будет так же толерантно относиться к культуре других народов.
- Ляйсан Хабибулхаковна, насколько осознание этнической принадлежности как части российского гражданского общества соотносится в Вашем проекте с осознанием себя частью мировой цивилизации? Ведь для развитых стран характерен глобализм со стиранием (по крайней мере, его попытками) всех рамок. В России же сейчас развивается псевдопатриотизм, основанный на великодержавном шовинизме, безнадежно устаревших «традиционных ценностях» и религиозных догмах…
- Мое искреннее убеждение – искусство, в широком его понимании, не имеет национальности. Если человек будет «с младых ногтей» смотреть на произведения искусства - неважно, изобразительного или декоративно-прикладного, причем, истинные, а не китчевые, будет любоваться ими, то у него в любом случае возникнет тяга к прекрасному, и он, разумеется, начнет уважать труд художника, сотворившего эту красоту. И неважно, кто этот человек - татарин, русский или японец.

Мы не замахиваемся на модное сейчас «воспитание патриотизма», а просто делаем наше дело – показываем молодым людям, как красива и уникальна наша Земля с ее природой и искусство, созданное людьми. И потом, что такое патриотизм? Это любовь к своей родине, своей земле. Мы, педагоги, можем и должны показать красоту природы родного края и созданного населяющими его людьми искусства. Если молодой человек полюбит все это - он проявит чувство патриотизма. Но вот заставить полюбить то, о чем мы рассказываем, невозможно: то, что насаждается насильно – действительно, псевдопатриотизм.
- Какую пользу Ваш проект принесет студентам?
- Они могут использовать разработанные учебники и отдельно взятые уроки из них при подготовке и проведении школьных уроков во время педагогической практики.
- А что полезного для себя могут извлечь из него преподаватели?
- Учителя начальных классов школ нашей республики уже с успехом пользуются в своей работе новыми учебниками. Что же касается моих коллег - преподавателей вузов, в том числе и КФУ, то я позволю себе думать, что на примере моего проекта они могут увидеть -если к работе подходить с душой, то она будет оценена по достоинству и станет востребованной, причем, возможно, не только в Татарстане но и за его пределами.

- И напоследок: Ляйсан Хабибулхаковна, каковы планы по развитию проекта?
- Их очень много - в сутках только 24 часа, которых просто не хватает! Надо доработать и опубликовать учебники «Изобразительное искусство» и «Сынлы сәнгать» для 4 класса, а также соответствующие «методички». Нужно подкорректировать, с учетом результатов апробации, содержание учебников и «методичек» для 1-3 классов, а также доработать по просьбам учителей контрольно-измерительные материалы. А раз проект инновационный, то надо идти в ногу со временем - разработать электронные версии учебников. Ну и, разумеется, хотелось бы разработать учебники «Изобразительное искусство» и «Сынлы сәнгать» для всех классов средней школы.
Что же, пожелаем Ляйсан Кадыйровой осуществления ее творческих замыслов и напомним, что представляет собой конкурс, в котором она победила, и каковы его цели. Ежегодный республиканский конкурс «50 лучших инновационных идей для РТ» проводится с 2005 г. Его организаторы: АН РТ и Инвестиционно-венчурный фонд РТ, партнеры - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, МОиН РТ, Торгово-промышленная палата РТ, ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», «Связьинвестнефтехим», «Ак Барс» банк» и «Химград», а также Ассоциация инновационных регионов России и Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ.
Победители конкурса определяются в 8 номинациях: «Перспектива», «Инновации в образовании», «Старт инноваций», «Наноимпульс», «Проекты Ассоциации инновационных регионов России», «Патент года», «Социально значимые инновации», «Молодежный инновационный проект». Им присуждаются именные премии и стипендии в размере от 5000 до 30000 руб., а также премии и целевое финансирование от Инвестиционно-венчурного фонда РТ от 25000 до 220000 руб.
Цели конкурса: повышение инновационного потенциала РТ, стимулирование инновационной научно-исследовательской деятельности ученых, ИТР, изобретателей, аспирантов, студентов и школьников, привлечение молодежи к научно-исследовательской деятельности и техническому творчеству, содействие использованию интеллектуального потенциала России и других стран в решении научно-технических и социально-экономических задач РТ, а также создание условий для внедрения в экономику республики инновационных технологий и развития наукоемких производств - в целях повышения конкурентоспособности продукции местных предприятий. Ректор КФУ Ильшат Гафуров говорит о нем так: «Конкурс «50 лучших инновационных идей для РТ» - ежегодный смотр достижений научных и научно-образовательных центров Татарстана. Основная его цель - не столько развитие науки, сколько выявление результатов научных исследований, имеющих коммерческую привлекательность».

Напоследок назовем остальных университетских победителей конкурса. В номинации «Инновации в образовании» - профессор кафедры «Материалы, технологии и качество» Набережночелнинского института Владимир Астащенко с проектом «Образовательные ресурсы для подготовки студентов и опережающего обучения работников промышленных предприятий по приоритетным машиностроительным специальностям». Номинация «Старт инноваций»: Алия Хуснуриялова (НИЛ «Промышленный катализ») – проект «Новые металлоорганические катализаторы на основе наночастиц для нефтехимии» и Лейсан Тазетдинова (OpenLab «Генные и клеточные технологии») – «Разработка нового метода лечения онкологических заболеваний человека с применением генно-клеточной терапии».

Номинация «Перспектива» - 3 место у студентки 4 курса Института физики Альбины Курбановой (проект «Браслет-диабетика»). Номинация «Социально значимые инновации»: доцент кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии Зуфар Шакиров с проектом «Использование дистанционных методов зондирования для выявления древних объектов на территории Билярского городища» и профессор кафедры финансового учета Гузалия Клычова – проект «Развитие бухгалтерского учета на предприятиях молочного скотоводства». Номинация «Проекты АИРР» - студентка ИФМиБ Дарья Чулпанова – проект «Ингибиторы вирусных инфекций на основе рекомбинантных белков».

А в номинации «Молодежный инновационный проект» alma mater представляют сразу 9 молодых ученых! Институт физики - магистрант Дмитрий Акатьев («Разработка метода высокоскоростной стабилизации спектральных характеристик однофотонного источника, основанного на спонтанных параметрических процессах»), студент Вадим Хундиряков («Разработка радиочастотного приемного датчика повышенной чувствительности») и младший научный сотрудник Максим Пудовкин («Синтез функциональных биосовместимых люминесцентных наночастиц трифторидов для биомедицинских применений»), ИФМиБ - студенты Ян Беркович («Разработка эффективной системы фитобиоремедиации нефтяных загрязнений почвы») и Лейсан Минигулова («Технология повышения чувствительности опухолей к лекарству у онкобольных»), младшие научные сотрудники Лейсан Тазетдинова и Ксения Колобынина («Разработка генно-клеточного препарата на основе мезенхимных стромальных клеток для восстановительной терапии травматических и дегенеративных повреждений различной этиологии»), ИЭиП - ассистент Полина Курынцева («Разработка биопрепарата, стимулирующего развитие фунгицидных свойств у компостов») и Набережночелнинский институт - старший преподаватель Евгений Рябов («Разработка конструкции малогабаритного заточного станка с ЧПУ для заточки режущего инструмента»).
Редакция «Казанского университета» поздравляет победителей конкурса и желает им не останавливаться на достигнутом – вплоть до получения премий в Стокгольмском концертном зале!

Блог: 
Вид публикации: 
Рубрики: 
Анонс: 
Доцент КФУ рассказывает о роли искусства в воспитании личности.
КФУ ID: 
108887
Баллы: 
0
Главная новость: 
1
Фото: 
Последний редактор: