13 декабря в ГТРК «Корстон» прошло награждение победителей XII конкурса «50 лучших инновационных идей для РТ».
В этом году в нем участвовало 2156 заявок из 36 районов и 19 городов нашей республики, 12 городов РФ и 3 стран – Йемена, Вьетнама и Туркмении. Больше всего заявок было в номинациях «Старт инноваций», «Инновации в образовании» и «Молодежный инновационный проект».
Не остался в стороне и КФУ – наши ученые подали на конкурс 64 заявки, 17 из которых попали в число победивших. Среди них – проект доцента ИФиМК Ляйсан Кадыйровой «Развитие интереса к искусству и культурно-историческим традициям народов при формировании гражданского самосознания личности», представленный в номинации «Инновации в образовании».
О проекте-победителе рассказывает его автор:
— Ляйсан Хабибулхаковна, как появилась идея создания этого проекта?
— 6 лет назад я участвовала в грантовом проекте «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы», в котором были задействованы школы Татарстана, Северной Осетии и Чечни. Во время выполнения работы по этому проекту появилась идея разработки учебников «Изобразительное искусство» для начальной школы РТ. Она и стала основой для нового проекта.
— А в чем его инновационность?
— Сначала вкратце о проекте: он рассчитан на развитие образования как ресурса формирования российской гражданской идентичности. Она, в свою очередь, основана на осознании своей этнической принадлежности как составляющей гражданского общества РФ и на осознании себя как части мировой цивилизации. В проекте есть концепция поликультурного художественного образования в начальной школе РТ, школьные учебники на русском и татарском языках, программы и «методички» для учителей.
Все это разработано с учетом требований ФГОС, а созданные в рамках проекта учебники «Изобразительное искусство» и «Сынлы сәнгать» ориентированы на формирование у детей уважения к культурному наследию РФ и РТ. Кстати, «Сынлы сәнгать» — 1-й оригинальный учебник по изобразительному искусству на татарском языке, созданный с учетом национального компонента и культурно-исторических традиций РТ. Это – очевидное новшество.
— Есть ли еще какие-то отличия проекта от предыдущих аналогов?
— Отличие основано на общеизвестном факте: человек, понимающий и ценящий культуру и искусство своего народа, будет так же толерантно относиться к культуре других народов.
— Ляйсан Хабибулхаковна, насколько осознание этнической принадлежности как части российского гражданского общества соотносится в Вашем проекте с осознанием себя частью мировой цивилизации? Ведь для развитых стран характерен глобализм со стиранием (по крайней мере, его попытками) всех рамок. В России же сейчас развивается псевдопатриотизм, основанный на великодержавном шовинизме, безнадежно устаревших «традиционных ценностях» и религиозных догмах…
— Мое искреннее убеждение – искусство, в широком его понимании, не имеет национальности. Если человек будет «с младых ногтей» смотреть на произведения искусства — неважно, изобразительного или декоративно-прикладного, причем, истинные, а не китчевые, будет любоваться ими, то у него в любом случае возникнет тяга к прекрасному, и он, разумеется, начнет уважать труд художника, сотворившего эту красоту. И неважно, кто этот человек — татарин, русский или японец.
Мы не замахиваемся на модное сейчас «воспитание патриотизма», а просто делаем наше дело – показываем молодым людям, как красива и уникальна наша Земля с ее природой и искусство, созданное людьми. И потом, что такое патриотизм? Это любовь к своей родине, своей земле. Мы, педагоги, можем и должны показать красоту природы родного края и созданного населяющими его людьми искусства. Если молодой человек полюбит все это — он проявит чувство патриотизма. Но вот заставить полюбить то, о чем мы рассказываем, невозможно: то, что насаждается насильно – действительно, псевдопатриотизм.
— Какую пользу Ваш проект принесет студентам?
— Они могут использовать разработанные учебники и отдельно взятые уроки из них при подготовке и проведении школьных уроков во время педагогической практики.
— А что полезного для себя могут извлечь из него преподаватели?
— Учителя начальных классов школ нашей республики уже с успехом пользуются в своей работе новыми учебниками. Что же касается моих коллег — преподавателей вузов, в том числе и КФУ, то я позволю себе думать, что на примере моего проекта они могут увидеть -если к работе подходить с душой, то она будет оценена по достоинству и станет востребованной, причем, возможно, не только в Татарстане но и за его пределами.
— И напоследок: Ляйсан Хабибулхаковна, каковы планы по развитию проекта?
— Их очень много — в сутках только 24 часа, которых просто не хватает! Надо доработать и опубликовать учебники «Изобразительное искусство» и «Сынлы сәнгать» для 4 класса, а также соответствующие «методички». Нужно подкорректировать, с учетом результатов апробации, содержание учебников и «методичек» для 1-3 классов, а также доработать по просьбам учителей контрольно-измерительные материалы. А раз проект инновационный, то надо идти в ногу со временем — разработать электронные версии учебников. Ну и, разумеется, хотелось бы разработать учебники «Изобразительное искусство» и «Сынлы сәнгать» для всех классов средней школы.
Что же, пожелаем Ляйсан Кадыйровой осуществления ее творческих замыслов и напомним, что представляет собой конкурс, в котором она победила, и каковы его цели. Ежегодный республиканский конкурс «50 лучших инновационных идей для РТ» проводится с 2005 г. Его организаторы: АН РТ и Инвестиционно-венчурный фонд РТ, партнеры — Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, МОиН РТ, Торгово-промышленная палата РТ, ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», «Связьинвестнефтехим», «Ак Барс» банк» и «Химград», а также Ассоциация инновационных регионов России и Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ.
Победители конкурса определяются в 8 номинациях: «Перспектива», «Инновации в образовании», «Старт инноваций», «Наноимпульс», «Проекты Ассоциации инновационных регионов России», «Патент года», «Социально значимые инновации», «Молодежный инновационный проект». Им присуждаются именные премии и стипендии в размере от 5000 до 30000 руб., а также премии и целевое финансирование от Инвестиционно-венчурного фонда РТ от 25000 до 220000 руб.
Цели конкурса: повышение инновационного потенциала РТ, стимулирование инновационной научно-исследовательской деятельности ученых, ИТР, изобретателей, аспирантов, студентов и школьников, привлечение молодежи к научно-исследовательской деятельности и техническому творчеству, содействие использованию интеллектуального потенциала России и других стран в решении научно-технических и социально-экономических задач РТ, а также создание условий для внедрения в экономику республики инновационных технологий и развития наукоемких производств — в целях повышения конкурентоспособности продукции местных предприятий. Ректор КФУ Ильшат Гафуров говорит о нем так: «Конкурс «50 лучших инновационных идей для РТ» — ежегодный смотр достижений научных и научно-образовательных центров Татарстана. Основная его цель — не столько развитие науки, сколько выявление результатов научных исследований, имеющих коммерческую привлекательность».
Напоследок назовем остальных университетских победителей конкурса. В номинации «Инновации в образовании» — профессор кафедры «Материалы, технологии и качество» Набережночелнинского института Владимир Астащенко с проектом «Образовательные ресурсы для подготовки студентов и опережающего обучения работников промышленных предприятий по приоритетным машиностроительным специальностям». Номинация «Старт инноваций»: Алия Хуснуриялова (НИЛ «Промышленный катализ») – проект «Новые металлоорганические катализаторы на основе наночастиц для нефтехимии» и Лейсан Тазетдинова (OpenLab «Генные и клеточные технологии») – «Разработка нового метода лечения онкологических заболеваний человека с применением генно-клеточной терапии».
Номинация «Перспектива» — 3 место у студентки 4 курса Института физики Альбины Курбановой (проект «Браслет-диабетика»). Номинация «Социально значимые инновации»: доцент кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии Зуфар Шакиров с проектом «Использование дистанционных методов зондирования для выявления древних объектов на территории Билярского городища» и профессор кафедры финансового учета Гузалия Клычова – проект «Развитие бухгалтерского учета на предприятиях молочного скотоводства». Номинация «Проекты АИРР» — студентка ИФМиБ Дарья Чулпанова – проект «Ингибиторы вирусных инфекций на основе рекомбинантных белков».
А в номинации «Молодежный инновационный проект» alma mater представляют сразу 9 молодых ученых! Институт физики — магистрант Дмитрий Акатьев («Разработка метода высокоскоростной стабилизации спектральных характеристик однофотонного источника, основанного на спонтанных параметрических процессах»), студент Вадим Хундиряков («Разработка радиочастотного приемного датчика повышенной чувствительности») и младший научный сотрудник Максим Пудовкин («Синтез функциональных биосовместимых люминесцентных наночастиц трифторидов для биомедицинских применений»), ИФМиБ — студенты Ян Беркович («Разработка эффективной системы фитобиоремедиации нефтяных загрязнений почвы») и Лейсан Минигулова («Технология повышения чувствительности опухолей к лекарству у онкобольных»), младшие научные сотрудники Лейсан Тазетдинова и Ксения Колобынина («Разработка генно-клеточного препарата на основе мезенхимных стромальных клеток для восстановительной терапии травматических и дегенеративных повреждений различной этиологии»), ИЭиП — ассистент Полина Курынцева («Разработка биопрепарата, стимулирующего развитие фунгицидных свойств у компостов») и Набережночелнинский институт — старший преподаватель Евгений Рябов («Разработка конструкции малогабаритного заточного станка с ЧПУ для заточки режущего инструмента»).
Редакция «Казанского университета» поздравляет победителей конкурса и желает им не останавливаться на достигнутом – вплоть до получения премий в Стокгольмском концертном зале!