Такими словами начинается отчет Н.И. Лобачевского об экспедиции в Пензу для наблюдения полного солнечного затмения 26 июня 1842 года, в котором он подробно описал свои впечатления и размышления по поводу загадочных в то время явлений  сопровождавших затмения солнца. Но это не был лишь сухой отчет. Свой рассказ Лобачевский пополнил описаниями многих известных наблюдений над солнечными затмениями, сделанными  прежде, и эмоциональным и красочным описанием самого затмения, произошедшим 175 лет назад. 

 Астрономия и астрономические наблюдения всегда интересовали Н.И. Лобачевского. По его инициативе при университете в 1833-1837 г. была построена университетская обсерватория. Наряду с математическими дисциплинами, Лобачевский читал лекции по астрономии.  Лобачевский  наблюдал знаменитую комету 1811 г. и комету Энке 1832 г. В июне 1842 г. произошло полное солнечное затмение, которое можно было наблюдать в Пензе. Для наблюдения над этим редким и интересным явлением из Казанского университета в Пензу была снаряжена ученая экспедиция, во главе с Лобачевским. В состав экспедиции вошли профессор физики Э.А. Кнорр и астроном-наблюдатель М.В. Ляпунов. Для наблюдения была устроена особая площадка недалеко от Пензы.   Солнечное затмение совпало с началом ярмарки,  на которую  приехало много народу со всех концов Пензенской губернии. В народе пошел слух, что приехал какой-то колдун, который хочет украсть Солнце на все время ярмарки, так что в течение десяти дней постоянно будет ночь. Слухи были настолько упорны, что Лобачевский попросил губернатора поставить усиленный караул около палатки; «а то, – смеясь,  говорил Лобачевский, в меня как колдуна, вобьют осиновый кол в затылок, и прощай все наблюдения». Говорили также, что между губернатором и колдуном идет торг, чтобы за известную сумму колдун не воровал солнце во время ярмарки,  и что  колдун  все равно  украдет солнце на несколько минут, чтобы доказать, что он не обманщик.  В самый разгар ярмарки Солнце действительно закрылось Луной, и наступила почти ночная темнота. По словам Лобачевского, «солнечное затмение заставило народ толковать и беспокоиться, но когда солнце совсем закрылось, то послышались голоса, вероятно городских жителей : ах, что делается дома; ах пойти бы домой! С мыслью о преставлении света люди пали на колена, с воплем и молитвой ожидали страшного суда. Но первый, проскользнувший луч солнца, прогнал мрак в природе, и страх в сердцах людей». Повествование Лобачевского дает нам представление о тех чувствах, которые испытали свидетели необычного астрономического явления. «На месте дневного светила, когда последний его луч исчез, явился темный круг, как бы само солнце, но теперь уже черное, стояло на небе. В трепетном ожидании чего-то неизвестного, с торопливым желанием все видеть, с опасением чего-нибудь не заметить, стояли мы, зрители среди призраков во мраке, с обращенным взором к потухшему солнцу, как обвороженные, постигнутые страхом и беспокойством, вдохновенные чувством возвышенным и торжественным».

Наблюдение затмения в Пензе имело большое научное значение, а по красочности и эмоциональности описание затмения, сделанное Лобачевским,  читается с большим интересом и сегодня.  

 

 

 

Павел Георгиев, к.и.н., вед. библиограф НБ им. Н.И. Лобачевского