— Несмотря на 212-летний возраст, Казанский университет «молодеет». Он — место притяжения талантов не только из Татарстана, но и соседних регионов и стран. За последние два-три года количество молодых ученых, специалистов и преподавателей КФУ выросло примерно на 35 %. Среди них — более 500 человек с учеными степенями кандидата наук и PhD.
Уже стало обычным делом, что в Казанский федеральный университет приходят работать молодые специалисты, получившие дипломы в вузах из первой сотни мировых рейтингов. Это происходит потому, что руководство университета и лично ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров делают акцент на привлечение и закрепление молодых кадров.
Прошлый год не стал исключением. Ко множеству различных форм поддержки научной молодежи КФУ (стипендии для сотрудников со степенью PhD, стипендии Хирша, стипендии Попечительского совета, система тревел-грантов в рамках OpenLab, программа социальной ипотеки) добавились еще несколько. Во-первых, это специальная ректорская стипендия для молодых ученых, выполняющих перспективные научные исследования. Лауреатами этой стипендии в 2016 году стали 18 человек, а в 2017 их количество вырастет до 32. Данная стипендия выделяется молодым ученым для поддержки их новых самостоятельных проектов, отвечающих мировым трендам науки. В 2016 году стартовала программа, благодаря которой приезжие молодые ученые обеспечиваются комфортабельным служебным жильем.
В январе 2017 года ректором был подписан приказ о сохранении кадрового потенциала КФУ, он направлен на поддержку молодых лидеров в научной, образовательной и инновационной деятельности. Научная молодежь уже сейчас существенно влияет на показатели вуза. Каждая вторая статья, публикуемая КФУ в журналах (в том числе топовых Nature Communications и Nature Methods), входящих в базы данных Scopus и Web of Science, написана с участием молодых ученых. Для многих из них КФУ благодаря современной инфраструктуре и уникальной культуре и стал местом воплощения амбициозных научных идей, реализация которых поможет ответить на глобальные вызовы человечества.
Вот только небольшая часть исследований, которыми занимаются молодые ученые Казанского федерального университета.
Студент 4 курса Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Нурислам Шайхутдинов, стипендиат Правительства Российской Федерации и Президента Республики Татарстан, исследует активность изоформ генов глутатионпероксидаз комара — звонца Polypedilum vanderplanki в OpenLab «Экстремальная биология», которой руководит Олег Гусев. В лаборатории занимаются выяснением роли определённых генов в развитии ангидробиоза. Комар-звонец интересен тем, что его личинка способна впадать в ангидробиоз – процесс почти полного высыхания организма. Ангидробиоз может длиться значительное время, а при добавлении воды организм может снова ожить и вести активную жизнедеятельность. На данный момент уже известен геном комара, выдвинуты гипотезы, объясняющие механизмы, которые позволяют комару переживать такой невероятный стрессовый фактор.
Изучение комара-звонца позволит сотрудникам OpenLab «Экстремальная биология», которые работают в тесном взаимодействии с японскими учеными, найти способы безводного хранения восстанавливаемой еды, биоматериалов, биообъектов, семян растений — всего того, что космонавты могут использовать во время полета, в том числе в экспериментальных целях. И, самое главное, без невероятного количества электроэнергетических затрат, что в условиях космического полета – бесценно.
Магистранты Института физики КФУ трудятся над созданием первой в мире мобильной установки для сканирования молекулярных свойств крупноразмерных объектов методом ядерного магнитного резонанса – ЯМР сканера. Он может не только мгновенно выдавать заключения о свежести продуктов и соответствии их стандартам качества (упаковки для этого вскрывать не потребуется!), но и сигнализировать о допущенных нарушениях в технологиях изготовления различных продуктов и материалов. Возможности создаваемого анализатора необычайно широки: его можно использовать не только в пищевой, но и в химической, строительной и нефтяной отраслях промышленности. Поместив ЯМР-сканер, к примеру, на трубопровод, можно в режиме реального времени отслеживать качество транспортируемой нефти или воды.
Уникальный твердотельный лазер ультрафиолетового диапазона создает аспирант Института физики КФУ Виктория Гориева. Впервые в качестве источника накачки она использует стандартные источники света – лазерные диоды. Это позволит значительно улучшить весогабаритные характеристики лазера и сделать его более дешевым. Казанский университет — мировой лидер в области создания лазеров такого типа, они находят применение в самых разных сферах жизни – от медицины до космических технологий. С их помощью можно, например, удалять наслоения, образующиеся на объектах культуры, очищать экспонаты музеев, не повреждая их. Интересно, что один из созданных в КФУ лазеров может применяться для раскройки и обработки алмазов, что позволит избежать потери ценного материала.
Ассистент кафедры геофизики и геоинформационных технологий Института геологии и нефтегазовых технологий Диляра Кузина занимается изучением космической пыли. Благодаря исследованию «гостьи из космоса», можно будет выяснить, как наша Солнечная система перемещалась внутри Галактики и как перемещалась Галактика во Вселенной. Кроме того, изучая космическую пыль, ученые КФУ собираются проследить, как ее количество и состав влияли на климат в прошлые эпохи. Изучение космической пыли – это еще и поиск внеземной жизни. Не исключено, что, изучая горизонты, ученые найдут подтверждение того, что жизнь на нашу планету была занесена из космоса!
Аспирант Химического института КФУ (г. Батна, Алжир) Амин Хeльхаль, получивший грант Казанского федерального университета для иностранных аспирантов, пишет диссертацию, посвященную нетрадиционным методам разработки нефтяных месторождений «Кинетика каталитического окисления тяжелых нефтей» и помогает России решать проблему импортозамещения – занимается изучением процессов внутрипластового горения и разработкой новых катализаторов. Амин Хельхаль не только учится, но и работает в проекте Программы повышения конкурентоспособности «Внутрипластовое горение».