В Институте психологии и образования учится самая взрослая студентка Казанского университета – в прошлом году ей исполнилось 65 лет.

В советское время существовало возрастное ограничение для поступления в вузы – получить диплом о высшем образовании нужно было успеть до 35 лет. Сейчас же ни низшего, ни высшего возрастного порога для поступающих нет. Вот и наша героиня решила получить второе высшее образование, когда ей исполнилось 60 лет.

Сегодня Елена Голованова — студентка 5-го курса Института психологии и образования и  заканчивает обучение по специальности «Психология и педагогика организации работы с молодежью». Накануне Дня студентов, Татьяна Андреевна рассказала о своей студенческой жизни.

Есть люди, которые ждут не дождутся момента выхода на заслуженный отдых с мыслью отлежаться-отоспаться — и успешно осуществляют это на деле. А я, выйдя на пенсию,  вдруг поняла, что потеряла, как мне тогда казалось, всё. Я перестала приносить пользу себе, близким и обществу, в одно мгновение осталась одна-одинешенька и никому моя активность уже не нужна… И такая у меня от этих мыслей началась депрессия.

Спасло меня участие в тренинге «Становление здоровой психической личности», на котором я узнала себя, поняла, что еще живу. Я как будто заново родилась и поняла свое предназначение: я хочу помогать людям, попавшим в такую же ситуацию, проводить тренинги, поддерживать. Я захотела стать психологом – и пошла учиться. Внутри меня как будто появился новый ресурс – не потому, что я хочу иметь диплом, а потому что у меня для этого есть силы, и я уверена, появятся и возможности для реализации своих знаний в жизнь.

Сдав экзамены и поступив в университет, я как будто вернулась в свою молодость. Асадов говорил: «Есть такая нация — студенты, Веселый и особенный народ!» И я с ним абсолютно согласна. Студенческая среда – это особый мир. Так что мне волей-неволей  приходится вникать во все новое: осваивать компьютер, интернет, скачивать новые программы.

Сначала мне казалось, что мои одногруппники меня не воспринимают. Думала: «Вот, наверное, смотрят на меня и осуждают – чего бабушка на старости лет учиться пошла». Но потом поняла, что это только мои мысли. И, удивительное дело, я вписалась в коллектив, чувствую себя там комфортно и абсолютно не лишней.

На самом деле не возраст влияет на восприятие, а наше внутреннее состояние. Что характеризует молодость? Юность безрассудна, а вот молодость – совсем другое дело! Она отвечает за свои поступки, поэтому делает меньше глупостей, но она еще не утратила юношеского задора. Так что молодость – самое лучшее время человеческой жизни. И хорошо бы подольше ощущать ее в душе.

Несмотря на то, что способность к обучению, по сравнению со своим первым обучением в энергоинституте в молодости, снизилась, учиться сложно, но можно.  Я за пять лет ни одной пары не прогуляла. Мне нравятся наши практические занятия, интересны и лекции. Каждую сессию сдаем много: по 6-8 зачетов и 4-5 экзаменов.

В каком возрасте поступать в вуз и становится студентом – личное дело каждого. Но абсолютно точно, что всестороннее развитие еще никому не помешало. И если вы чувствуете, что способны влиться в учебный процесс после длительного перерыва, а потом готовы найти в себе силы работать по новой специальности, то не надо бояться осуждающих взглядов своих ровесников или родственников, а нужно идти и поступать.

И может быть, ваш пример вдохновит кого-то еще и станет хорошим примером для молодежи в проявлении воли к достижению своей цели несмотря ни на что.