Когда встречаются гуманитарии и технари, обычно не избежать споров на грани мордобоя. Организаторы «Искры» пошли дальше, добавив к ним еще естественников, архитекторов и, что самое интересное, современных художников. Эта не очень дружная компания должна будет заниматься одним: изучением локаций.

К ИСТОКАМ

Термин «краеведение» появился в 1921 году на Первой всесоюзной конференции научных обществ по изучению местного края. С того же момента началось «Золотое десятилетие» дисциплины. Образовалось Центральное бюро краеведения, внутри которого конкурировали московская и петербуржская школы. Здесь творилась настоящая наука.

Край – это очень интимная категория, в чем-то синоним «малой родины», — комментирует куратор проекта «Татария. Research» фестиваля «Искра» Софья Гаврилова, — Уже в выборе названия заложен очень сильный эмоциональный окрас. У первых исследователей и у сегодняшних – у всех одна цель: объединить краеведческое знание в единую систему, ответить на вопрос, как от локальных историй перейти на масштаб всей страны.

Цели одни и те же, а вопрос средств – вечен. Уже в 1927 году впервые заявили о новом краеведении, то есть отказе от старого «гробокопательского» метода. Центральное бюро краеведения полностью перешло в Наркомпрос, начались гонения на краеведов. Всю старую верхушку ученых стали сажать и расстреливать. Новое советское краеведение призывало не смотреть в прошлое, не «рыться в костях», а смотреть в настоящее и в будущее, воспитывать любовь к родине через помощь в выполнении планов. Для этого активно приобщали местное население. Таким образом, к середине 1930-х годов сложилась трехчастная система экспозиции, следы которой мы можем видеть и в современных краеведческих музеях. Это строительство социализма (человек и общество), природа и история. Все эти направления согласовывалась с марксистко-ленинской теорией, а вместе представляли собой гимн человеку «победившего социализма».

Что такое краеведческий музей? Является ли он уникальным? Да. Это исключительно российское явление, — продолжает Софья. — На Западе единственным аналогом этому могут быть этнографические музеи, как музеи редкостей, привезенных в основном из колоний. Можно выделить три особенности краеведческих музеев. Прежде всего, они показывают не редкое, а типичное. Далее, здесь нет дистанции между местом, откуда был взят объект и местом, где он экспонируется. И, наконец, отбор объектов, которые будут экспонироваться, осуществляет народ, простые люди. Что такое краеведение сейчас? Это вялое пролонгирование советской позиции. Раньше думали так. Сейчас уже так не думают. Можно ли сделать краеведение актуальным?

ДИАЛОГ КАК ПУТЬ К РЕШЕНИЮ

История циклична, и снова мы ищем новое краеведение. Организаторы утверждают, что фестиваль «Искра» — это та площадка, где можно найти путь дальнейшего развития, двигаясь в трех направлениях: вычленение из прошлого тех сюжетов, которые до этого оставались без внимания, поиск ко всем краеведческим сюжетам рифмы настоящего и, наконец, взгляд в будущее через осмысление настоящего как потенциального краеведения. С первой и второй задачей будет справляться цикл краеведческих статей в интернет-журнале «Инде».

Вот, например, что вы знаете об Аделе Кутуе? У многих он ассоциируется с общим тегом «писатель», без какой-либо конкретики, – рассказывает организатор фестиваля, арт-директор ЦСК «Смена» Кирилл Маевский. — Тем не менее, Адель Кутуй – это последователь Маяковского, который организовывал в Казани СУЛФ — «Сул фронт» («Левый фронт»). Очень, на мой взгляд, интересный сюжет, но он немного вылетает из современного краеведческого контекста. Мы все знаем что-то про Кремль, башню Сююбеке, каждый горожанин может коротко рассказать об общеизвестных исторических сюжетах, часто мифологизированных, но глубже этого интерес к истории не развивается. А если развивается, то уходит в какие-то дебри в виде полок крупных книжных магазинов с «текстами» об истории последних дней Сталина, рассказами о том, что Гитлер скрылся в Латинской Америке или о сокровищах озера Кабан. Нашим фестивалем мы хотим повысить рефлексивность по отношению к городу, переориентировать людей на то, чтобы они изучали и интересовались историей родного края.

Смотреть в будущее будут в рамках Резиденции плакатного дизайна, куда входят художники из Швейцарии, Польши, Москвы, Казани и Татарстана. С 16 по 22 июля на острове Свияжск будут представлены плакаты не только актуальных событий города, но и домов-музеев Казани, которые сейчас, по мнению организаторов, не получают должного внимания аудитории.

Пожалуй, самый главный проект фестиваля – Художественные резиденции, на которые приезжают художники и создают проект, который выставляется на событиях фестиваля. За неделю до «Ночи музеев» приехали первые резиденты во главе с Владиславом Ефимовым, автором таких замечательных проектов, как «Живой уголок», «Музей великих надежд» и «Коммунальный авангард». Также он является преподавателем в Московской школе мультимедиа и фотографии им. Родченко. Со своими студентами-выпускниками он приехал создавать проект «Татария. Research».

на фото Владислав Ефимов

Предварительно они (команда Ефимова) встречались с огромным количеством экспертов, чтобы выбить из своей головы стереотипные преставления и псевдо-мотивы, — делится Маевский. — Понятно, что они сейчас более-менее разбираются в том, что здесь происходит. К августу они доделают эти проекты, и мы увидим их на улицах города. Они будут висеть как минимум два дня, потом часть из них переедет в «Смену» и займет наше выставочное пространство.

Экспертов выбирал оргкомитет под существующие нужды фестиваля. На сегодняшний день в их число входят Лариса Астахова (социолог, религиовед), Дина Ахметова (искусствовед), Азат Ахунов (исламовед), Юрий Балашов (журналист), Олеся Балтусова (краевед), Ренат Беккин (исламовед), Мария Вятчина (культурный антрополог), Лев Жаржевский (краевед), Григорий Ивойлов (краевед, историк), Нияз Игламов (театральный деятель), Евгений Канаев (фотограф), Радиф Кашапов (музыкант, журналист), Светлана Малышева (историк), Алла Сальникова (историк), Сергей Саначин (архитектор, градостроитель, краевед), Рашид Тухватуллин (художник, переводчик), Гузель Файзрахманова (искусствовед), Ильгизар Хасанов (художник), Айдар Юзеев (исламовед, татаровед), Искандер Ясавеев (социолог). Как утверждают организаторы, этот список к концу лета увеличится в четыре раза. В скором времени к этому составу присоединятся эксперты в области биологии. Подавляющее большинство экспертов является выпускниками Казанского университета, многие из них ведут преподавательскую деятельность в нашем вузе.

Эскиз проекта Владислава Ефимова был представлен на акции «Ночь музеев» вместе с прошлыми похожими по тематике проектами Department of Research Arts: «Мари. Research» фотографа Икуру Куваджимы (Казань) и «Чуваши. Research» фотографа Сергея Новикова (Москва). Также посетители «Смены» смогли увидеть выставку «Локация: волжская тема» медиахудожника Евгения Стрелкова (Нижний Новгород).

Мы не работаем только с московскими художниками. У нас нет задачи привезти сюда людей, которые учили бы казанцев правильно понимать и осмыслять свой город, как это может показаться кому-то, — объясняет арт-директор «Смены». — Мы хотим, чтобы появился диалог между казанским и московским сообществом. За всем этим стоит утопическая идея создать центр экспериментального краеведения. То, что сейчас делаем мы – это лишь небольшая часть того, что может вместить в себя эта дисциплина в новом виде.

 

Организаторы утверждают, что открыты для новых людей, идей и предложений. Апофеозом всего этого станет День уличных искусств, который пройдет в Казани 13 августа. Здесь будут выставлены плоды творчества участников фестиваля. Это будет попытка создать и вынести на улицу потенциальную временную экспозицию краеведческого музея.

Необходимо, чтобы в краеведческих музеях появилась адекватная временная экспозиция, потому как это важная часть любого музея. Сейчас, увы, ее нет, — сожалеет Кирилл Маевский. – Поэтому наша задача — попытаться как можно более широко краеведение раздвинуть, создать диалог между академическим и неакадемическим сообществом, а также современными художниками. Это позволит нам найти новые ракурсы в исследовании локальной истории, сделать их доступными для каждого горожанина.

Алсу ГАРАПОВА

Фото автора, Александра Левина и из личного архива Кирилла Маевского