Детская мечта  Людмилы Нугумановой —  стать директором школы – исполнилась  относительно быстро. Однако ее движение вверх по карьерной лестнице на этом не закончилось. Ныне советник  ректора КФУ, директор Департамента довузовского, общего и педагогического образования, она более 10 лет проработала заместителем министра образования.   

— Людмила Николаевна, в августе впервые не только в Казанском университете, но и в России, пройдет Международная олимпиада по информатике среди школьников. Будут ли среди ее участников  представители лицеев КФУ?

 —       Около 20 наших школьников претендуют стать участниками  российской команды, надеемся, что кто-то из них попадет и в международную. На базе IТ-лицея КФУ параллельно с олимпиадой, в которой примут участие около 1000 человек, будет проходить конференция, во время нее педагоги из разных стран смогут общаться, обмениваться опытом. Сборник трудов конференции мы планируем издать на английском языке.

— Вы окончили Елабужский педагогический институт, учили школьников физике, математике, а также астрономии, которой сейчас нет в школьной программе. Как Вы считаете, преподавание этого  предмета необходимо возобновить?

— Конечно, астрономию нельзя было убирать из обязательной школьной программы. Она дает целостное представление о мире. В том, что, у школьников существует огромный интерес к астрономии я убедилась, когда вела этот предмет и астрономический кружок в школе №11 города Альметьевска. Сейчас астрономия есть в некоторых профильных школах. Противники ее возвращения в обязательную школьную программу говорят о том, что дети и так слишком перегружены. Жаль, что наши школьники астрономию не изучают…

—  Вы – педагог с огромным стажем, имеющий звания и награды. Какой метод воспитания, на Ваш взгляд, является самым действенным? Как Вы воспитывали своих детей?

— Все методы можно разделить на два: кнута и пряника. Я считаю, что второй метод воспитания дает наилучшие результаты: когда начинаешь замечать малейшие успехи ребенка, начинаешь его  хвалить, то у него «вырастают крылья».

Мои  сын и дочь имеют по два высших образования — экономическое и юридическое. Дочь преподает уголовное право в одном из вузов Казани, деятельность сына не связана с преподаванием. Я иногда в шутку  говорю, что в нашей семье воспитание было «дистанционное», так как я все время работала. Дети сами ходили в школу, делали уроки… Иногда  сын не хотел слушать мои советы, тогда я шла на хитрость: просила дочку, которая старше его на 10 лет, на него повлиять. И, надо сказать, у нее это получалось.

— Расскажите, пожалуйста, о своем детстве.

— Моя мама была учителем. По распределению она попала в одну из деревень альметьевского района, где в то время не было детсада, поэтому маме приходилось брать меня с собой на работу, усаживать на заднюю парту. Она вела  математику в средних классах, а также была учителем  младших классов.  Можно сказать, что я пошла в школу, как только научилась ходить. Не удивительно, что, сидя на маминых уроках, я быстро научилась читать, писать, считать.

Когда встал вопрос о выборе профессии, то никем, кроме учителя, я себя не видела. А в раннем детстве, когда меня спрашивали, кем я собираюсь стать,  всегда отвечала: «Директором школы»!

— Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время?

— Вся наша семья очень любит читать, у нас большая библиотека. Часто мы вместе обсуждаем прочитанное. Что касается моего хобби, то это выращивание цветов. Около дома у нас есть небольшой участок земли. После работы  я с удовольствием ухаживаю за растениями, газоном, работаю в теплице. Мне всегда очень жаль срезать цветы, потому что они через 3-4 дня погибают. Наверное, поэтому на праздники своим знакомым я стараюсь дарить только горшечные растения.  Пусть живут, растут, радуют всех вокруг!