Пока  в Музее истории готовят выставку ко дню рождения Заслуженного профессора Казанского федерального университета Фаины Лазаревны Ратнер, а на кафедре теории и практики перевода, где она работает,  — посвященную ей конференцию,  мы общаемся  с этой удивительной женщиной, которая, кстати, не скрывает свой возраст: ей в декабре исполнится 75 лет.

— Вы автор  книги «Иностранные языки в дореволюционной высшей школе». Интересно, студенты университета в те далекие времена знали языки лучше, чем  сейчас?

— Не могу сказать, что раньше все было хорошо, а сейчас  — плохо или наоборот. Известно, что наш университет основали немцы. В 19 веке лекции здесь читались  на  немецком, французском языках, а потому главная цель тогда  была — обучить студентов переводу. Переводить умели прекрасно. Сейчас цель другая  – научить общаться на иностранном языке,  знать профессиональные термины…

— Насколько сегодня востребован немецкий, который вы много лет преподаете  в университете?

— Очень востребован! Поинтересуйтесь, сколько договоров Татарстан заключает с Англией и Америкой и сколько —  с Германией, и тогда  поймете. Когда я была директором Института языка КФУ,  членом Ученого совета, то боролась за то, чтобы в  университете студенты изучали два иностранных языка, но…

— Зато по вашей инициативе был создан Всероссийский конкурс «Полиглот», который  много лет  проводит университет.

— Да, «Полиглот» –  мое дитя, я была председателем жюри конкурса. Для участия в нем к нам ежегодно приезжают сотни  студентов  со всей России  и из стран СНГ. Все они знают два-три языка. Радует, что интерес к конкурсу постоянно растет.

— Что нужно, чтобы освоить язык?

— Мотивация и желание. Если их нет, никакой преподаватель не поможет выучить язык. Раньше далеко не все понимали, для чего им нужен иностранный, могли сказать: «Я уеду работать в деревню, и что я там буду по-французски с коровами разговаривать?» Хорошо, что произошла своего рода «бархатная революция», и люди поняли, что без языка сейчас никуда!  

— Фаина Лазаревна, Вы занимаетесь педагогической реабилитацией детей с ограниченными возможностями, ваша деятельность  отмечена Знаком отличия «Ангел Милосердия» и  дважды — медалью «Солнечный свет»…

— Я стала вести эту работу   в память о муже-враче.          Раньше часто ездила вместе с ним в  зарубежные командировки, в качестве переводчика участвовала в медицинских симпозиумах, конференциях. Наша дружба с Международной академией реабилитации развития (Мюнхен, Германия) длится уже более полувека. В декабре в Казани в рамках трехстороннего договора о научном сотрудничестве между  мюнхенской академией, КФУ и КГМА пройдет  курс лекций  «Медико-психолого-педагогическая реабилитация с основами Монтессори-терапии»

—  В Законе об образовании РФ и в вашей  книге «Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей» говорится о том, что все дети должны обучаться вместе.  Почему в реальности все иначе?

-Существует море проблем. Например, у нас нет учителей, которые могли бы работать в таких смешанных классах. Родители больных детей боятся, что их детей будут обижать, а родители здоровых просто не хотят, чтобы в классе учился больной ребенок. Хотя западная практика  показывает, что совместное обучение идет на пользу всем детям.

— Ваш муж Александр Ратнер —  известный врач, основатель казанской школы детской неврологии. Расскажите историю вашего знакомства.

— В студенчестве меня  мучили головные боли, и я пришла в ГИДУВ, где работала моя знакомая, чтобы показаться врачу.    Доктором, к которому я попала, оказался Саша Ратнер, ему  тогда было 28 лет, а мне  — 20. Дав мне рекомендации и выписав препараты, он попросил номер моего телефона. Я удивилась: «А что, это тоже входит в курс лечения?» Ответ последовал незамедлительно: «А как же! Я должен знать, как подействует мое назначение». Не прошло месяца после знакомства, как он объяснился в любви, вскоре мы поженились.

— Обе дочери пошли по стопам отца, стали  врачами, а какую профессию выбрали  внуки?

— Да, старшая  дочь — доктор медицинских наук, профессор, а младшая — кандидат медицинских наук, преподаватель Академии фитнеса, врач-диетолог (это ее второе образование). Мой старший внук тоже выбрал профессию врача, он невролог, кандидат медицинских наук, член Европейской лиги остеопатов. Второй внук — магистрант юрфака КФУ, а третий изучает бизнес-информатику в вузе Праги. У меня уже и правнук есть — Кирюшенька. Его дедушка, тренер «Ак Барса», надеется, что он будет хоккеистом! А мне хотелось бы, чтобы он продолжил династию врачей, которая длится уже третий век.

  — В вашей семье хранятся  фото Ф.Шаляпина с его дарственной надписью и  книга М.Горького «На дне» с автографом автора. Как эти реликвии попали к вам?

— Мой прадед, священник Духосошественской церкви, был знаком с Шаляпиным и Горьким. Они, кстати,  одинаково подписали свои подарки ему: «Дорогому Петру Николаевичу Орининскому». Есть в семье  и другие реликвии. Первым мужем моей бабушки  был племянник жены купца Л.Кекина. Леонтий Кекин был на свадьбе и  подарил кофейный сервиз. Еще одна интересная вещь  в нашей семье – солонка, подарок купца Щетинкина. Кстати, надпись на ней забавная: «Петру Николаевичу Орининскому от многоуважаемого Щетинкина».

— Вы преподаете  53 года .  Что дает вам общение со студентами? 

— Оно тонизирует, заряжает энергией! Я очень строгий, требовательный преподаватель, но студентов люблю и всегда стараюсь им помочь. Не люблю только лентяев.

— 17 ноября – День рождения Казанского университета. Что бы вы ему пожелали?

— Университет — моя жизнь, я пришла сюда преподавать в 21 год, после окончания пединститута. Горжусь тем, что работаю здесь 54-й год.  В Америке меня считали бы плохим профессором, поскольку там принято каждые 5-7 лет менять вуз. Я люблю университет – храм науки, культуры, образования. И я никогда не соглашусь с тем, что образование, которое дает альма-матер, — это услуга.  Я ничего не продаю, я учу мыслить, двигаться дальше, вот моя миссия! Хочу пожелать университету процветания и сохранения традиций, сохранения корпоративной культуры!