Умение рассказывать просто о сложном, разве это не «высший пилотаж» журналистского мастерства? Некоторыми секретами с нами,сотрудниками Департамета пресс-службы и информации КФУ, поделились заглянувшие  на  чашечку кофе  приглашенные преподаватели Школы – Илья Ферапонтов, пресс-секретарь фонда инфраструктурных образовательных программ (входит в структуру РОСНАНО), бывший редактор РИА Новости, и Ольга Добровидова — экономист, переводчик и научный журналист, работающий практически со всеми российскими интернет-изданиями, пишущими о науке.

 

Главный вопрос, который интересовал нас: какова она, «формула» идеального научного журналиста?

И вот что выяснилось в процессе беседы с гостями: главное, что необходимо человеку, который собирается раскрывать миру тайны науки, — любознательность. Ведь именно интерес – тот самый двигатель, благодаря которому журналист способен перелопатить горы научной литературы, чтобы разобраться в том, о чем болит голова у физика или химика, ночи напролет ставящих эксперименты. Не что иное как природное любопытство заставляет корреспондентов, активно пишущих об изменении климата, среди которых Ольга Добровидова, срываться с места и мчаться через леса и горы туда, где начала таять вечная мерзлота…

У того, кто ради нескольких строчек в газете или другом средстве массовой информации способен на такие «безумства», как наши московские гости, шанс стать научным журналистом, определенно, есть.

Второй основной ингредиент «формулы» – владение словом, умение рассказывать или излагать свои мысли на бумаге. Счастливчикам, обладающим этим и предыдущим качествами, повезло.

Существует еще несколько важных элементов «формулы», без которых, по словам преподавателей Школы, научному журналисту будет трудно обойтись. Образованность, эрудиция, критическое мышление. Если все перечисленные достоинства — это штрихи, которыми нарисован ваш портрет, значит, осталось всего лишь научиться искать и верифицировать информацию, отделять зерна от плевел, ну а потом приступать к посеву разумного, вернее, научного, доброго, вечного…

 

Впрочем, это все теория. «Универсальных рецептов, как стать хорошим научным журналистом, нет, — уверен Илья Ферапонтов. — Каждый ищет свой путь. Наша задача – дать понять слушателям Школы, что такое научная журналистика. А дальше их ждет мучительный процесс — учиться писать в формате издания, правильно подбирать фото, правильно снимать видео. Шишки каждый будет набивать себе сам».

Напоследок гости поделились впечатлениями об университете. Они отметили, что КФУ отличается от многих других региональных вузов тем, что наука здесь активно развивается, а это значит, что всегда найдется, о чем писать научному журналисту. Приятно удивил московских коллег Симуляционный центр КФУ. «Я поняла, что если бы мне классе в 9 показали ваш суперсовременный центр, то не быть мне экономистом… Здесь столько интересного! В этом здании идет учебный процесс, ведутся научные разработки, делают симуляторы», — сказала Ольга Добровидова. Не менее сильное впечатление на журналиста произвела экскурсия в Музей истории Казанского университета: «Существует довольно мало университетских музеев, которые дают целостную картину развития вуза. Музей истории вашей альма-матер прекрасно демонстрирует, как формировались научные школы. Кроме того, посетив его, я узнала массу других интересных вещей, например, как в университете начали учиться женщины. Но больше всего меня поразил Актовый зал, он напомнил мне Гарвард. Здесь так же чувствуется история, причастность к чему-то великому!»