Накануне нашего разговора мы вместе с заслуженным  строителем и испытателем  космической техники, доктором физико-математических наук, сотрудником НИЛ астрофотометрии и звездных атмосфер КФУ  посмотрели фильм «Время первых», который в апреле вышел на киноэкраны. Эта захватывающая, основанная на реальных событиях   драма с Евгением Мироновым (А.Леонов) и Константином Хабенским (П.Беляев) в главных ролях  — настоящее событие в мире кино,  уверен Урал Нуриевич. Никаких ляпов по технической части в фильме  он как специалист  не увидел. А вот что касается некоторых  персонажей,  то  не все из них, по мнению Закирова, изображены верно.

— Урал Нуриевич,  за 26 часов полета командиру корабля Павлу Беляеву и второму пилоту Алексею Леонову  удалось героически преодолеть семь аварийных ситуаций, угрожавших жизни.  Как Вы считаете, почему они  стали происходить одна за другой?

 — Никто в 1965 году  точно не знал, как поведет себя техника в космосе.  Ведь конструкторы ОКБ многое делали впервые. Наш 9 отдел  ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия») по указанию Сергея Павловича Королева занимался разработкой космического корабля «Восход-2». Долго ломали голову над тем, как лучше сделать систему шлюзования.  У меня сохранились ксерокопии записей Сергея Павловича.  По ним видно, что он рассматривал разные варианты шлюзов, включая телескопические металлические. Но в итоге решено было в средней части крышки одного из люков установить надувной шлюз, его схему предложил проектант Сергей Александров из нашего отдела.  В крышке люка был сделан лаз диаметром   700 миллиметров. Когда скафандр Леонова в космическом вакууме раздулся (заранее смоделировать такую ситуацию на Земле  было невозможно), то космонавт  не смог сразу протиснуться в люк. Ему пришлось снизить  давление внутри скафандра , а это уже грозило закипанием азота в крови, но, к счастью, все обошлось. Что касается самого скафандра, то его разрабатывали  специалисты НПО «Звезда».

— А что еще в космическом  корабле было сделано впервые?

— Для того чтобы обеспечить выход человека в открытый космос, были проведены некоторые усовершенствования. Изначально было установлено три кресла для космонавтов. Потом решили оставить только  два, чтобы в них свободно могли разместиться космонавты в скафандрах.  Это очень важный момент. Как известно, «Восход-2»  был разгерметизирован во время возвращения  Леонова на корабль после 12-минутной «космической прогулки».

— Какая из семи неполадок, на ваш взгляд, была  самой неприятной?

— Отказ автоматической системы ориентации на Солнце, тормозное двигательное устройство  вовремя не включилось. Корабль вместо спуска пошел на следующий виток. Экипажу тогда была дана команда сажать «Восход-2»  вручную.  До этого никто никогда не сажал космический корабль при помощи системы ручного управления. Если бы космонавты ошиблись на несколько градусов  и стали ориентировать корабль на Землю не под тем углом, они могли бы остаться на орбите навсегда.

— Чего Вам, человеку, который работал вместе с Королевым и лично знаком с Алексеем Леоновым, не хватило в фильме?

— После приземления в глухой тайге Леонову и Беляеву пришлось многое пережить Жалко, что в фильме все показано очень схематично. Что касается характеров героев картины, то мне не  понравилось, как изображен генерал Каманин. Он действительно был очень жестким человеком. Но космонавтов оберегал, как своих детей. В фильме он предстает неким «железным» человеком громадного роста, которого иногда мало  волнует судьба Леонова и Беляева. Я с Николаем Каманиным  общался на космодроме, был он невысокий, сухощавый.  Генерал тогда  обратился  ко мне с просьбой, чтобы я прочитал лекции космонавтам, среди которых, кстати,  был и Юрий Гагарин.  Я эту его просьбу выполнил. 

Владимир Ильин, который в фильме играет Королева, по моему мнению, внешне больше напоминает главного конструктора двигателей Исаева.   Впрочем,  характер Королева актеру передать удалось. Сергей Павлович, действительно, был очень мужественным, решительным человеком. Он верил в экипаж и умел принимать единственно правильные решения.