Заседание проектного офиса ‑ это не только возможность обменяться опытом, но и место, где раскрываются особенности реализации проекта сегодня и его перспективы на будущее. Собственно, одно из таких выступлений прозвучало сегодня из уст заместителя министра образования и науки России. Обнародован анонс дополнительной финансовой поддержки наиболее важных проектов, а также дано указание о том, как следует работать с молодыми кадрами. Речь идёт не только о больших суммах финансирования, здесь ставки намного выше, разговор идёт о будущем России.

Прежде всего, федеральный чиновник расставил точки над «i». Для тех, кто только влился в проект «5-100», это не про рейтинги! Разумеется, продвижение отслеживается, но выполнение формальных показателей не гарантирует успех.

Александр Повалко, заместитель министра образования и науки РФ: «Много разговоров идёт о том, что для проекта нужно подстраиваться под формальные признаки заражённых единством агентств, и тем самым мы разрушаем нашу историю и традиции. Это не так. Другие люди говорят, что нужно создать свой рейтинг, где мы победим. Этот подход тоже не для нас: в нем нет движения.  Для того, чтобы преодолевать разрывы и стать понятными и привлекательными, мировыми научно-образовательными центрами и был придуман этот проект. Мы не покупаем у университетов рост формальных показателей. Мы поддерживаем их реальное развитие».

Всем становится понятно, что мир меняется. У университетов появляются конкурирующие структуры, это могут быть сетевые научно-образовательные центры, глобальные корпорации… Такая ситуация характерна для всего мира, таковы законы глобализации. И Россия не одинока в этом движении навстречу мировому признанию. Самая последняя инициатива, о которой стало известно, это второй этап развития национальных университетов у наших японских коллег. Правительством Страны восходящего солнца запущена программа с финансированием в пять раз больше, чем предполагалось на первом этапе (речь идёт о нескольких миллиардах долларов).

 

«Я надеюсь, вы понимаете, что проект не только про то, как пять отдельных университетов станут лучше. Даже наши зарубежные партнёры признают — потенциал России серьёзен! Наша задача ‑ подготовить новых людей, способных работать в интеграции с мировыми лидерами. Не надо пытаться удержать лучших только возле себя. Я понимаю, это очень трудно ‑ отпускать молодого и перспективного аспиранта. Но если этот человек не выходит за пределы своего университета, вы накапливаете ошибки. У ученого должен быть опыт работы в мировых научных центрах!» ‑ считает Александр Повалко.

Здесь уместно будет вспомнить опыт Казанского университета. Прослеживается вполне определенная тенденция. Если молодой человек получил базовое образование в России и потом уехал за рубеж, шансы на его возвращение обратно значительно выше, чем у тех, кто изначально был нацелен на иностранный диплом. Практически в каждой из Опен лаб, работающих сейчас в КФУ, найдётся пример такого триумфального возвращения. И действительно, кругозор, расширенный за счёт опыта общения с лидерами отрасли, причем, не только из России, позволяет КФУ проводить исследования в наиболее перспективных направлениях, способных дать видимый результат. Для университета в данном случае важно создать инфраструктуру, соответствующую требованиям мировых стандартов.

Конечно же, ответили на вопрос, будет ли проект реализовываться в будущем? Да, будет. Но модель его реализации, в частности, финансирование, претерпит изменения. Александр Повалко: «Мы развернем несколько исследовательских проектов, крупных даже по меркам 220-го постановления. У нас не так много денег, чтобы дать их всем. Должна быть здоровая конкуренция».

Речь идёт о втором этапе финансирования научных проектов. Ближайшее заседание комиссии и собрание претендентов состоятся в конце текущего года в Казанском федеральном университете.

Источник информации: Камилл Гареев