Что первым приходит в наши и без того кипящие умы, когда мы слышим слово «Буква»? Наверняка что-то плоское и «чёрным по белому», что-то настолько обыденное и незамысловатое, в простых геометрических формах, что сознание сразу рисует заглавную «А» домиком или строчную аппетитную «о».

Буква – это символ человеческой памяти, самая важная абстракция в истории, её первый «черный квадрат».

Будучи еще недавно элитарным атрибутом, сегодня, буква, словно выпрыгнула из книги и разлетелась роем по планете. Теперь её можно встретить везде: на стенах, на бытовых приборах, на своей одежде и даже на теле. Она приобрела объём и отошла от рамок канона, предоставляя нам возможность выбирать из миллиона вариаций шрифтов, ежедневно создаваемых кропотливыми дизайнерами.
Все буквы имеют яркую эмоциональную окраску, каждая рождает уникальный неповторимый образ.

Образ буквы — это отношения изобразительных форм, попытка передать все вызываемые буквой образные и смысловые ассоциации в абстрактных графических формах. Образно-пластическую трактовку буквы определяет не графема, а конкретная форма. Интерпретации буквы в любой из форм существующих шрифтов должны соответствовать её фонетическому образу.

В этом номере (http://kpfu.ru/philology-culture/zhurnaly , https://vk.com/on_the_red_line) мы постараемся рассмотреть феномен буквы со всех сторон, а особенно с наиболее близких нам: с точки зрения дизайна и литературы.
По сему поводу предлагаем Вашему вниманию краткий терминологический словарь дизайнера-библиофила:

 

Анаграмма — перестановка букв или звуков определённого слова (или словосочетания), в результате которой получается другое слово или словосочетание. Анаграмма также является способом построения псевдонимов: Харитон Макентин — псевдоним-анаграмма Антиоха Кантемира и т. п.

Базовая линия  — представляет собой условную линию шрифта, образованную основанием букв без нижних выносных элементов (например, у букв «q» или «р») и используемую для выравнивания текста.

Вензель  —  начальные буквы имени и фамилии (иногда и отчества), обычно художественно переплетённые и образующие красивый узор.

Вёрстка — составная часть макетирования, размещение текстовых и иллюстративных блоков по полю формата с учётом дизайна макета, процесс формирования полосы издания.

Выключка — это размещение строк абзаца текста относительно границ текстового поля (колонки). В компьютерной верстке используются следующие виды выравнивания: по левому краю, по центру, по правому краю, полная выключка и выключка по ширине.

Гарнитура шрифта — это комплект шрифтов различных начертаний, имеющих общие художественные параметры и общее название. В данной гарнитуре шрифты могут отличаться размером, начертанием, насыщенностью.

Глиф — конкретное графическое исполнение графемы. Если в тексте используется несколько глифов для одной и той же графемы (например, в зависимости от контекста), такие глифы называются аллографами друг друга.

Гравированный шрифт — шрифт, при помощи которого воспроизводятся надписи на камне, дереве, металле или другом твердом материале различными приемами гравирования.

Графема — базовая форма знака, помогающая отличить его от любого другого осмысленного знака, вне зависимости от художественных особенностей исполнения. Например, базовая графема буквы «А» позволяет отличить ее от буквы «Б» вне зависимости от того, какой гарнитурой она набрана.

Иероглиф — знак в виде рисунка, а так же буква или символ с тайным значением.

Интерлиньяж — расстояние между базовыми линиями строк.

Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстрое и чёткое донесение сложной информации. Одна из форм информационного дизайна.

Каллиграфия —  разновидность способа исполнения рукописного шрифта является, получившая широкое развитие в Европе в период господства стиля барокко в XVII веке.

Кегль — основная размерная характеристика шрифта, измеряется в пунктах.

Кернинг — это изменение размера интервала между соседними буквами для улучшения внешнего вида и удобочитаемости текста. Этот параметр требует индивидуальной работы с парами букв в зависимости от вида шрифта, размера и т.п.

Леттеринг  или рисованный шрифт— нарисованный вручную, а не на основе сконструированного шрифта надпись или шрифтовая композиция или шрифт.

Логография — использование знаков вместо слов.

Ломограмма — любой символ, знак и т. д., который заменяет слово: например, & вместо «и», # вместо «номер».

Монограмма — знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени.

Начертания — набор шрифтов всех размеров определенной насыщенности и стиля. Обычно шрифт имеет четыре начертания: нормальный, полужирный, курсив и полужирный курсив.

Пиктограмма — стилизованное и легко узнаваемое графическое изображение, упрощенное с целью облегчения визуального восприятия. Ее цель заключается в усилении характерных черт изображаемого предмета. Использовалась в качестве символа в ранних системах письменности.

Рукописный шрифт — шрифт, выполненный от руки или имитирующий его. Рукописные шрифты классифицируются в зависимости от пишущего инструмента на шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером, остроконечным пером, кистью и другими инструментами. Рукописные шрифты могут быть связные (где каждая буква соединяется с соседними) и полусвязные, и несвязные.

Сетка — набор линий или точек, организованных в виде строк и столбцов, перекрывающих всю рабочую страницу. Сетка не является частью документа и не выводится на печать. Используется для редактирования размера и взаимного размещения объектов и текста.

Текстовой шрифт — шрифт, предназначенный для набора текста кеглем. Такие шрифты могут быть выполнены на основе антиквенных или гротескных шрифтов, как в традиционных формах, так и в измененных.

Типографика — набор приемов оформление печатного текста посредством вёрстки, с использованием норм и правил, специфических для данного стилевого направления и школы.

Типографский или наборный шрифт  — слова или строки текста составляются вручную из отдельных литер или с помощью тех или иных машин — строкоотливных, буквоотливных, фотонаборных или наборно-пишущих.

Трекинг — межбуквенные пробелы, применяемые к группе символов. Трекинг служит для разрядки или уплотнения набора.

Тугра (тогра) — персональный знак правителя (султана, халифа, хана), содержащий его имя и титул.

Фигурные стихи или графические стихи, также стихографика и каллиграмма — разновидность поэтической типографики, стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета.

Шамаиль — вид изобразительного искусства, своеобразный феномен мусульманской культуры, важная часть религиозно-эстетического сознания. В культуре различных народов этот термин интерпретируют по-разному.

Эпиграф — надпись, помещаемая обычно на монументе, строении, статуе, надгробии, т.е. специальный прием используемый в печатных СМИ.

 

Авторы статьи: Шарафеева Регина, Вахитова Яна

Студенческий художественно-исследовательский научно-реферативный журнал «На Красной Линии»