Выдающийся пианист, композитор и дирижер, народный артист РСФСР, четырежды лауреат Государственных премий РФ, основатель и художественный руководитель Российского национального оркестра, обладатель премии «Грэмми» Михаил Плетнев представил в Казани мировую премьеру. Произошло это 13 марта на сцене ГБКЗ имени Салиха Сайдашева, где в этот вечер состоялся гала-концерт Международного фестиваля к 90-летию со дня рождения Василия Павловича Плетнева, отца всемирно известного музыканта.

Международный фестиваль имени В.Плетнева проходил в Казани при содействии Фонда поддержки национальной культуры Михаила Плетнева и Посольства Израиля в России. Фестиваль посетил сын Василия Павловича Михаил Плетнев, принявший участие в работе круглого стола и гала-концерте. Казань — не чужой для семьи Плетневых город. Василий Павлович — баянист, дирижер, педагог, один из основоположников отечественной баянной исполнительской школы. В Казанской консерватории он работал с 1961 по 1973 гг., был первым заведующим кафедрой народных инструментов.

Во время гала-концерта состоялась мировая премьера «Татарской рапсодии» Михаила Плетнева — произведения, посвященного отцу. В качестве солиста выступил заслуженный артист Татарстана, профессор Казанской консерватории Абузар Файзуллин (баян). Михаил Плетнев в этот вечер лично дирижировал сочинением, посвященным отцу. Зал стоя рукоплескал маэстро, дирижировавшему симфоническим оркестром Казанской консерватории. В итоге музыканты на бис исполнили финальный отрывок из «Татарской рапсодии».

Одним из трогательных моментов прошедшего ранее круглого стола стала передача баяна Василия Павловича его сыном Михаилом Плетневым в музей Казанской консерватории.

«Этот баян сопровождал Василия Павловича всю его жизнь. Звуки этого баяна я слышал практически каждый день. На нем он занимался дома, выступал на концертах, учил своих учеников, — рассказал в интервью журналистам Михаил Плетнев. — Я чрезвычайно благодарен Казанской консерватории, что здесь жива память о моем отце, к нему относятся с огромным уважением, любовью».

По словам маэстро, после некоторых размышлений он решил, что такая реликвия, как баян, должен находиться именно здесь, где Василий Павлович прожил большую часть своей жизни, воспитал целую плеяду учеников. По мнению Михаила Плетнева, на этом баяне могли бы выступать лауреаты Международного конкурса исполнителей на народных инструментах имени В.П.Плетнева.

Говоря о премьере «Татарской рапсодии», Михаил Плетнев отметил, что это сочинение было задумано очень давно.

«Это произошло еще в мою бытность в Казани, а отсюда я уехал в 13 лет. Но только через 5-6 лет была готова партитура. Предполагалась, что Василий Павлович сам сыграет «Татарскую рапсодию». Но ему было не суждено исполнить эту вещь, хотя он ее выучил, есть даже домашняя запись», — отметил он.

Когда возникла идея проведения в Казани нынешнего фестиваля, Михаил Плетнев немного переработал произведение, посвященное отцу, и представил его на суд зрителей.

Отметим, что в рамках фестиваля также состоялась презентация специального издания Казанской консерватории «В. П. Плетнев. Произведения для баяна: сочинения, обработки, переложения, посвящение». В течение всего фестиваля для посетителей была доступна выставка, посвященная жизни и деятельности Василия Павловича. В Международном же конкурсе исполнителей на народных инструментах имени В.Плетнева приняли участие более 100 юных музыкантов. На гала-концерте выступили некоторые члены жюри фестиваля, и помимо «Татарской рапсодии» публика смога насладиться виртуозной игрой на довольно редко звучащих со сцены инструментах — мандолине, гуслях, домбре и других.

Кристина Иванова, DragonNews

фото ИА «Татар-информ»