Друзья, уже завтра мы анонсируем создание Казанского книжного клуба, идея которого появилась у нас довольно давно. Надеюсь, что вы к нам присоединитесь!

В феврале для презентации в клубе я выбрал книгу Генри Розовски «Университет. Руководство для владельца». В первую очередь она интересна тем, кто работает в академической среде, моим коллегам по университетской жизни. Книга написана в 1990 году, однако абсолютно не утратила актуальности и переиздана в Издательстве ВШЭ в 2015 году.


https://id.hse.ru/books/140072647.html

Лучше чем в редакторском описании и не скажешь: Эта книга читается подобно захватывающему роману, герой которого — легендарный Гарвард.

Автор этой книги — Генри Розовски — в течение 11 лет был деканом факультета гуманитарных и естественных наук Гарвардского университета. Надо сказать, что факультет о котором идет речь, включает в себя химиков, биологов, социологов, литературоведов, астрофизиков и тд. Отдельными факультетами-школами в Гарварде представлены медицина, стоматология (!), юриспруденция и бизнес-админстрирование (MBA). Сама структура Гарварда серьезно отличается от традиционной структуры российских университетов.

Из интересных сюжетов в книге выделю следующие.
1. В Гарварде разработали стандарт широкого общего образования и соответствующую основную программу. Цель заключается в том, что студенты должны:
— четко, ясно мыслить и грамотно излагать свои мысли
— критически осмыслять методы познания как количественные, так и исторические; знать основные научные, философские, религиозные, художественные концепции
— понимать и знать другие культуры и эпохи
— понимать проблемы морального и этического порядка
— достичь высот в некоторой области знаний (специализация)

2. Первокурсники Гарварда имеют возможность выбора предметов из так называемой Основной программы. Им надо выбрать шесть предметов из соответствующих блоков. Предметы могут варьироваться, поскольку это зависит от преподавательского состава (а не от учебного плана как в России!). Учебные блоки выглядят следующим образом:
1) литература и гуманитарные науки
2) наука
3) изучение истории
4) социальный анализ
5) другие культуры
6) этические основы

К примеру в рамках блока-раздела «Изучение истории» можно выбрать курс «История русской революции 1917» или «Римская империя». Среди ваших однокурсников будут биологи, но и социологи, филологи, экономисты. Из блока»Социальный анализ» можно выбрать введение в политологию или социологию, или более узкие спецкурсы.
Именно поэтому в Гарварде может быть «самый популярный курс» — просто на него активно записываются студенты. Примером такого курса является выложенный на образовательной платформе edX и крайне популярный в соцсетях курс Justice
https://www.edx.org/course/justice-harvardx-er22-1x-0

Этот курс доступен на youtube-канале Гарварда:

В российских университетах вы в принципе можете ходить на предметы вне вашего учебного плана (если преподаватель не против, конечно), но в зачетку и диплом вам эти предметы не поставят.

3. Г.Розовски блестяще доказывает, что преподаватель-исследователь лучше чем просто преподаватель. На то есть три причины:
1) постоянное проведение исследований, работа с новыми данными и методами, инновационная постановка исследовательских вопросов — это лучший способ предотвратить профессиональное выгорание
2) научные достижения можно оценить объективно (индекс Хирша), в то время как оценка уровня преподавания — абсолютно субъективная вещь
3) настоящие ученые верят в прогресс и обладают интеллектуальным оптимизмом. Они не будут на первой паре рассказывать первокурсникам о том, что их специальность «полный отстой» и «вы все будущие безработные»

Из интересных сюжетов книги можно еще отметить рассказ Г.Розовски о том как Гарвард набирает студентов, о системе найма преподавателей на постоянный контракт (tenure-contract), о том как с помощью выпускников формируется эндаумент университета. Без колебаний рекомендую эту книгу к прочтению всем сопричастным к миру академии.