В 1817 году, 200 лет назад, Казанский университет покинул Франц Ксаверий Броннер, назначенный в 1810 г. ординарным профессором по кафедре теоретической и опытной физики и оказавший  заметное влияние на мировоззрение Н.И. Лобачевского.

 

Казанский период жизни Броннера, как и вся его жизнь, полны тайн и загадок. Блестящий физик и механик, в разное время он был то монахом-католиком, то иллюминатом, то поэтом-идилликом. Одна из его дневниковых записей, брошенная как бы невзначай, содержит гениальную догадку о  расширяющейся Вселенной.   

Броннер родился в 1758 г. в баварском городке Хёхштедт. Монастырская школа, семинария,  постриг в монахи… В монастыре Броннер  учится и занимается математикой и механикой. Увлечение механикой породило наивные мечты создать вечный двигатель и летательную машину.  Броннера, как способного ученика, отправляют на обучение в г. Эйхштедт, где он, увлекшись идеями иллюминатов, вступает в их тайный орден под именем Аристотель. В деятельности иллюминатов Броннер находил много  полезного, в особенности в педагогическом отношении. В 1785 г.  Броннер, по всем законам приключенческого жанра, тайно бежит из монастыря в Швейцарию, в Цюрих, где  рассчитывает  обрести новую жизнь. Монастырские власти постарались вернуть Броннера в лоно католической церкви, обещая прощение и снятие монашеского обета. Броннер, тоскуя по родине, тревожась о старике-отце, в 1876 году возвращается. Однако в Аугсбурге, где оказывается Броннер, он испытывает сильную материальную нужду. К тому же его гнетет противоречие обязанностей его сана с его внутренними убеждениями. И в 1793 г. он снова бежит, но уже в революционную Францию, но и здесь его ждет разочарование. И он возвращается в Швейцарию.  Здесь Броннер  получает место преподавателя математики и физики, и на 52 году жизни, через своего знакомого Бартельса,  получает приглашение занять кафедру теоретической и опытной физики в Казанском университете.

 В университете Броннер занимал еще и должность инспектора студентов. Очень может быть, что оказавшись в Казани, Броннер вспомнил многие принципы иллюминатов, когда в звании инспектора осуществлял свою педагогическую деятельность в стенах Казанского университета. При содействии Броннера был создан физический кабинет и приобретены необходимые приборы.

В 1817 году Броннер подал прошение об отпуске, он уехал в Швейцарию, но обратно в Казань он так и не вернулся. Что заставило его покинуть Казань? Этого никто не знает. Может быть вечно мятущаяся душа. А может быть тоска по любимой Швейцарии.

 Существует предание о том, что любимым местом прогулок Броннера были лесистые склоны нагорного берега реки Казанки и что Броннер первый дал этим холмам название Швейцарии, утвердившееся за ними. Броннер увлекался поэзией, любил, прогуливаясь, сочинять поэтические идиллии. Еще одним увлечением Броннера была астрономия. На одной из страниц своей автобиографии  Броннер  писал о том, что он все ночи напролет проводил  с телескопом в руках, вглядываясь в звездное небо и мечтая постигнуть тайны строения Вселенной. И здесь он замечает, что Вселенная представляется ему «громадным шаром все более и более расширяющимся в бесконечном пространстве и никогда не достигающим пределов». Что это, как не гениальная догадка об идее расширяющейся Вселенной?

 

 Иллюстрация: Франц Ксаверий (Ксаверий Иванович) Броннер. (1758-1850). Бюст находится в зале библиотеки в г. Аарау (Швейцария)