Судите сами: в медицинский трудно поступить, там, как правило, самый высокий конкурс, а следовательно, туда приходят одни из самых способных ребят. Там долго нужно учиться — 6 лет, и потом еще 2 года в ординатуре — это больше, чем где-либо еще. Там довольно сложно учиться, сдавать экзамены и усваивать огромный объем медицинских знаний.

Но мне, журналисту, очень хотелось хоть на день стать студентом Института фундаментальной медицины и биологии. Согласие руководства института и белый халат и шапочка удачно справились с задачей перевоплощения. Сразу оговорюсь, студентов-медиков вообще уже по внешнему виду, одежде трудно спутать с кем-либо.

 

«Экипировка»

Надевать халат необходимо на занятия по гистологии, анатомии и на практику в химические лаборатории. Некоторые преподаватели очень ревностно соблюдают правило «нет шапочки – нет студента». Кстати, я заметила, что будущие врачи очень трепетно относятся к своей форме: содержат ее в абсолютной чистоте и аккуратности.

Студенты третьего курса добавляют в свою сумочку к халату и шапочке фонендоскоп. А четверокурсники, проходящие практику в больницах, покупают еще себе перчатки, защитную маску и бахилы. Меня «зачислили» на первый курс, выдали халат и, вооружившись тетрадкой и ручкой, я отправилась на первое занятие.

 

Первое занятие

Это была лекция по гистологии. Увидев незнакомое лицо, преподаватель спросил: «Думаете, студенты-медики весело живут?» И тут же сам ответил: «Они тут пашут, не покладая рук». И в этом я смогла убедиться лишь за одно занятие.

Гистология изучает ткани организма, их строение и структуру. Студентам приходится работать с  микропрепаратами, зарисовывая увиденное в микроскоп. Вот почему у каждого студента на столе лежал альбом. Я-то хотела схитрить и срисовать ткань почки из интернета, но сосед по парте посоветовал так не делать. «Важно увидеть микропрепарат своими глазами, дифференцировать ткань и научиться отличать клетки. Только тогда сможешь сдать экзамен на «отлично»», — поделился он.

Гистология мне понравилась хотя бы потому, что речь на ней шла о наших внутренних органах, которые нельзя увидеть глазами. А еще меня впечатлила способность студентов за два месяца выучить 287 страниц учебника, которые им придется сдавать в конце модуля.

Модули

Отличие студентов-медиков от обычных студентов в модульном принципе обучения. Модуль — это своего рода срез знаний, который проходит не в конце декабря, а сразу после прохождения материала. То есть, можно сказать, что у них всегда сессия. Всегда. Полученные баллы суммируются, и только после сдачи всех модулей можно идти на сдачу экзамена. Многие студенты заваливают экзамены, зачеты и отчисляются. Поэтому очень важно ходить на все пары, участвовать в обсуждениях той или иной темы и делать домашнюю работу. К 5 курсу обучающихся становится все меньше и меньше. Поэтому нужно стараться, чтобы не оказаться в списке отчисленных.

Перерыв

После второй пары, длившейся три часа (ею была нейроанатомия, где на занятии присутствовало всего 12 человек: оказалось, группу разделили на подгруппы, чтобы преподаватель успел спросить каждого студента), наступил перерыв. Легкой болтовни филологов или размеренной беседы физиков я не услышала: медики готовились к новому занятию. Кстати, мой сосед рассказал мне байку о том, как проходят у них занятия по анатомии. Если оно начинается в 8.30, то уже в 7.55 студенты сидят около кабинета с открытыми учебниками. Кто-то пытается успеть прочитать материал, а кто-то вспомнить прочитанное. В коридоре в это время очень тихо: читают все.

На мой вопрос, успевают ли они отдыхать, мне ответили, что важно правильно рассчитать время. В основном, их пары начинаются в 8 утра и заканчиваются в 8 вечера. После этого они возвращаются домой, часок спят, затем примерно до часу ночи делают домашнюю работу. Сами студенты заметили, что это неправильно. А уж кому, как не медикам, знать, что самый полезный сон с 21 до часу ночи.

Конечно, я могла бы сгустить краски и написать, как я чуть не потеряла сознание на каком-нибудь вскрытии в анатомичке.

Кстати, нечто подобное случилось с моей подругой, отказавшейся в итоге от идеи  стать врачом. На первом практическом занятии по хирургии она, увидев сверкающие холодным стальным блеском хирургические инструменты (ножи, ножницы, скальпели, зажимы разных величин и мастей) и представив, в каких целях они используются, побледнела и сползла по стерильной стене.

Моя же практика проходила в фантомном классе кафедры стоматологии ИФМиБ. Кандидат медицинских наук, практикующий врач-ортодонт Юлия Юрьевна Якимова рассказала о том, что здесь студенты на специальных манекенах отрабатывают профессиональные навыки.

 

День в роли студента-медика пролетел для меня быстро. Теперь я точно знаю: чтобы стать врачом, надо не только им родиться, но и хорошо потрудиться.

 

 

Альбина Нуриева, Галина Хасанова