Светлана Анатольевна – выпускница alma mater, кандидат исторических наук. За ее плечами прошлое преподавателя вуза, сотрудника Национального архива РТ, а также заместителя директора по научно-исследовательской работе Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск». Мы попросили нового руководителя рассказать о вещах, которые помогают в ее работе и ответить на наш блиц-опрос.

  1. Ежедневник. Это расписание встреч, график работы, который я составляю каждый день. Сюда я также записываю свои воспоминания, впечатления.
  2. Телефон. Это постоянные контакты и связь с партнерами, с коллегами, возможность выхода в интернет. У музеев Казанского университета недавно появились страницы в социальных сетях, и я постоянно слежу за их контентом.
  3. Очки. Я ношу специальные очки, предназначенные для работы за компьютером и чтения. Свои первые очки я надела на первом курсе исторического факультета КГУ. Многочасовые занятия в темных залах библиотеки не прошли бесследно!
  4. Ноутбук. Это мой постоянный спутник. У меня также есть маленький ноутбук, который держит заряд на протяжении шести часов. Он используется при работе в архивах, где иногда запрещается подключаться к электросети. Ноутбук помогает выполнять одно из главнейших условий работы в музее – быть мобильным, быстро осваивать информацию.
  5. Архивное дело. В данном случае это архивное дело о столетии празднования юбилея Николая Ивановича Лобачевского из архива Казанского университета. Начиная с первого курса, то есть с 1990 года, будучи и студенткой, и преподавателем, и сотрудником, я практически ежедневно работала в архиве. И, пожалуй, для историков это настоящая кладовая, позволяющая задавать вопросы, найти объяснения тем или иным событиям, делать открытия.
  6. Книга «Летопись Казанского университета». Мы с 1 ноября начали одноименный проект в соцсетях. Здесь наши подписчики могут видеть, что происходило в университете и вокруг него в определенный день определенного месяца и определенного года. Мы выставляем и другие документы, не вошедшие в «Летопись». Например, недавно опубликовали письмо 1906 года от ректора Казанского университета Ворошилова к заведующему геологическим музеем с просьбой принять воспитанниц института благородных девиц в рождественские каникулы. Это говорит о том, что музеи университета работали даже в каникулы и были доступны для внешних посетителей.
  7. Одежда и обувь. Сейчас в музеях можно встретить так называемую «ожившую экспозицию», когда музейные работники предстают в образах людей той эпохи, о которой рассказывают. Мы спрашивали наших студентов, как должна выглядеть женщина-экскурсовод (в нашем коллективе нет мужчин) в музее истории Казанского университета. Они ответили: «Она должна быть белая и пыльная». Выходит, мы должны стать приведениями. Другой образ экскурсовода, который напрашивается у всех – Лобачевский. Это было бы интересно, но мы вынуждены искать женские образы. Они возможны, потому что уже в 1916 году на юридический факультет Казанского императорского было разрешено принимать женщин. Они носили пиджаки, длинные юбки и блузы. Сейчас я как раз одета примерно в этом стиле. Правда, чаще всего я на работу надеваю классический костюм, так как он более универсален. Обувь в нашей работе должна быть удобной и красивой. Также нам приходится иметь в запасе несколько пар разной обуви, начиная от ботинок и заканчивая туфлями на высоком каблуке. Нужно быть готовой ко всему.
    Вообще, одно из моих хобби  – это конструирование одежды. Но больше в работе помогает другое мое увлечение – живопись. Я самоучка, занималась по книгам, так как не было возможности в детстве поступить в художественную школу. Вместо этого я ходила в музыкальную и спортивную школы. Эти навыки и знания помогают в работе над выставками. Необходимо понимать, что каждой исторической эпохе соответствует свой стиль. Например, если оформить выставку Лобачевского в авангарде, то это будет уже какое-то новое прочтение, что, конечно, тоже возможно, но тогда нужно будет объяснять свой выбор. Сейчас, к сожалению, дизайнеры выставок часто ставят эстетическое выше исторического. В результате у посетителей формируется ложное представление об эпохе, которой посвящена экспозиция.

 

Важнейшие достижения в работе за 2016 г. 

Одним из значимых результатов стала высокая оценка международным научным и экспертным сообществом номинационного досье «Успенский собор острова-града Свияжска». Мною были написаны разделы, связанные с обоснованием выдающейся универсальной ценности собора и формулировкой критериев (в соавторстве с В.М. Валеевым и А.Г. Ситдиковым), сформированы и отредактированы материалы по 6 томам, подобрана часть иллюстраций. Эта работа продолжалась несколько лет. Она включала исследовательскую и выставочную деятельность, организацию семинаров и конференций, издание материалов и т.п. Сейчас становятся очевидны положительные результаты этой многогранной работы.

Переход в Казанский университет – это открытие новых возможностей в реализации своих творческих планов. Свияжский период значительно обогатил мой опыт научной и педагогической деятельности обширной административной работой в музее-заповеднике, начиная от комплектования фондов оборудованием, коллекции музея – экспонатами, заканчивая большими творческими выставочными проектами. Это позволило в музеи университета внедрить новые формы работы с аудиторией: игры-квесты, музейные занятия «Экспедиция».

Любимые книги

Для меня это те книги, которые я с удовольствием много раз перечитываю, возвращаясь к ним снова и снова. Таких не много. Это «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака, «Ханский огонь» Булгакова М.А. Эти произведения об одной из самых интересных и сложных эпох – времени революций, когда менялся мир и люди под влиянием обстоятельств. Многое проверялось на прочность. В первую очередь, такие ценности как любовь, преданность, семья, профессиональный долг. С детства люблю «Двух капитанов» В. Каверина. Этот роман, по сути, историческое расследование, длиною в жизнь. Есть любимые книги, которые можно сравнить с солнечным летним днем, спокойным и радостным. Это «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери и «Райский сад» Э. Хемингуэя.

Любимые фильмы

«Легкое поведение», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» с В.Б. Ливановым и В.М. Соломиным, детективы по произведениям Агаты Кисти. Профессия историка близка к профессии детектива. Первый расследует произошедшее много лет, даже веков тому назад, задавая вопросы документам, собирая по крупицам и восстанавливая свидетельства очевидцев.

Почему выбрали в свое время для поступления Казанский университет

В 9 классе увлекалась физикой, ходила на занятия в университет. Случайно с одноклассниками оказалась на малом истфаке. Занятия вел Е.В. Липаков, тогда еще молодой аспирант, который приглашал ученых кафедры читать лекции школьникам. Был среди них и Г.Н. Вульфсон. Он вдохновенно рассказывал о революционной ситуации в России. Я решила, что именно он и станет моим учителем. Можно было поступить и в пединститут на специальность «преподаватель истории и английского языка». Но побывав в пединституте и познакомившись с расписанием, я была огорчена значительным превалированием педагогических дисциплин и столь малым (как мне тогда показалось, почти отсутствием) собственно исторических предметов. Поступив в университет, пришла к Г.Н. Вульфсону как к научному руководителю, сказала, что хочу заниматься историей дворянства. Желательно, чтобы тема была малоизучена, и требовала работы в архиве. Он написал тему: «Дворянский род Молоствовых» и структуру работы. Каждый год я делала курсовую по одному из разделов написанного им тогда плана и впоследствии защитила диссертацию.

Образец для подражания

Моя мама – это любящая, открытая и искренняя женщина. У нее редкая профессия – испытатель авиационных приборов. Ее жизненный девиз: «Во всем быть вместе со своими детьми». Благодаря ей, ее поддержке, я и моя сестренка многого добились. Кроме того, она еще и любимая внуками бабушка. 

Жизненный девиз

«Делай что должен, и будь что будет».

Цель в жизни

На ближайшие 3-5 лет персональная цель: повысить свой образовательный уровень в сфере музейного менеджмента, проектирования, организации хранения и учета экспонатов; усовершенствовать английский и французский до свободного разговорного уровня, издать свои книги по истории частного образования в Казанском учебном округе.

Профессиональная цель: провести реформирование деятельности музеев Казанского университета через улучшение их материально-технического состояния, расширения направлений деятельности и форм работы, создания современных музейных пространств при бережном сохранении уникальных коллекций, которые должны стать известными и востребованными в России и за рубежом, а также поднять уровень профессиональной подготовки сотрудников, создав команду единомышленников. 

Музеи КФУ в будущем

Это, по-прежнему, разнопрофильные музеи, находящиеся в старинном университетском комплексе. Для организации учета экспонатов установлен КАМИС (комплексная автоматизированная музейная информационная система). Экспонаты музеев Казанского университета включены в музейный фонд Российской Федерации. Музеи университета открыты и доступны для широкой публики. Они принимают участие в российских и международных выставочных и научно-исследовательских проектах.

Сейчас университетские музеи во всей стране испытывают колоссальные трудности, связанные с отсутствием в бюджете университетов графы с финансированием музеев. Здесь возникает парадокс. С одной стороны, музеи университету нужны для образовательного процесса, но с другой – финансирование деятельности музеев – это непрофильные расходы.

Необходимо менять отношение к музеям университета. В музеях есть свои правила хранения и обеспечения безопасности, с этим нужно считаться. Некоторые музеи нельзя перевозить, если конечно, не стоит задача ликвидации коллекции музея. Например, зоологический с его влажными препаратами и чучелами, этнографический с его восковыми манекенами, которые и сохранились то благодаря тому, что их не перемещали в пространстве университета и города, бережно сохраняя.  

Поистине только великие университеты могут иметь великие музеи.

 

Желаю коллегам и всему университету прожить 2017 год без потрясений, которые могли бы кардинально поменять то направление развития, которым идет сейчас университет. Мне хочется, чтобы развитие научных исследований не прошло мимо, но отразилось в музеях университета, и они перестали бы стоять в стороне от общеуниверситетской жизни, являясь лишь «довеском», «балластом». Желаю, чтобы они стали музеями, которые известны, открыты, доступны, коллекции которых можно изучать, просто открыв интернет-сайт. Я представляю, насколько ценные у нас есть экспонаты, и как мало даже в Татарстане о них знают. Нужно вводить коллекции в научный оборот, ведь это позволит доказать уникальность некоторых экспонатов. И, конечно, коллегам хочется пожелать не бояться перемен, потому что они всегда к лучшему. Знаю, иногда кажется, что все рухнуло, но на самом деле просто закрываются одни двери и открываются другие, ведущие, возможно, к новым горизонтам и победам.

 

Алсу ГАРАПОВА

Фото Никиты Тохтасинова и из архива Светланы Фроловой