Проект, основной составляющей которого являются краткосрочные курсы (они проходят в формате тренингов), был создан  сотрудниками кафедры педагогики высшей школы Института психологии и образования три с лишним  года назад для  повышения педагогической  компетенции преподавателей вузов.

«Многие вузовские преподаватели нашей страны  никогда не изучали педагогику, поэтому у них возникают сложности с освоением и применением  интерактивных методов и приемов обучения, которые   используют в своей практике их  коллеги из лучших университетов мира, – говорит руководитель проекта, доцент кафедры педагогики высшей школы Инна Голованова. – Цель нашего проекта —  помочь преподавателям перейти на новые стандарты обучения. Новые ФГОСы требуют  внедрения новых подходов к организации учебных занятий в вузе».

 

Прежде чем приступить к повышению квалификации представителей ИГиНГТ, педагоги, занимающиеся реализацией проекта, посещали занятия преподавателей-геологов, чтобы выявить уровень педагогического мастерства каждого из них.

Необходимо отметить,  что апробацию реализуемый  проект прошел в 2013   году в ИПО, а в 2014 году – в Елабужском институте КФУ.

«Наши тренинги построены на рассмотрении традиционных форм работы со студентами — фронтальной, индивидуальной, парной, работы в малых группах, – рассказывает доцент кафедры педагогики высшей школы Надежда Телегина. —  Мы раскрываем основные секреты превращения  любого  занятия в  интерактивное. (Интерактив – это создание взаимодействия между преподавателем, обучающимся, учебным материалом при субъектной позиции каждого). Будет ли занятие интерактивным, во многом зависит от того, какие методы,  приемы,  техники обучения использует педагог. Во время тренингов мы «вооружаем» преподавателей КФУ массой техник, приемов, методов обучения».

В 2014 году на международном отраслевом конкурсе для вузов «Университетская книга» учебное пособие «Практики интерактивного обучения» (авторы — И.Голованова, Е. Асафова, Н.Телегина)  было отмечено дипломом  «Лучшее научное издание по образованию и педагогическим наукам». В этой книге  систематизированы используемые в различных странах (России, Германии, США, Сингапуре) формы, методы, приемы интерактивного обучения. В ней рассматриваются возможности интеграции этих методов и форм в образовательный процесс высшей школы, а также  сделан акцент на создание условий для реализации  индивидуальных  образовательных  траекторий студентов на основе внедрения интерактивных практик.

Выпускник вуза сегодня должен обладать целым рядом общекультурных и профессиональных  компетенций,  которые  очень  сложно развить  при  традиционной  организации  вузовского  занятия, считают авторы методического пособия. Сегодня для человека важно не просто получить знания (они быстро устаревают), важно научиться  ориентироваться в потоке информации, выбирать ту, которая необходима для его профессионального самосовершенствования, саморазвития.

 

Мы поинтересовались у  преподавателей ИГиНГТ, что им дали курсы повышения квалификации.

Светлана Зорина, доцент кафедры палеонтологии и стратиграфии:

Во время курсов мы получили много информации о том, как сделать процесс обучения более эффективным. На «интерактивные рельсы» всем нам рано или поздно придется переходить. Но это процесс не быстрый, не один год пройдет, прежде чем произойдут серьезные изменения в образовательном  процессе. И  преподавателям, и студентам (многим из них нужны не знания, а только «корочки») необходимо будет  сначала перестроить свое сознание. Многим преподавателям КФУ  было бы полезно  пройти стажировку в зарубежных или российских университетах, где давно отошли от старых форм обучения. Тогда процесс внедрения новшеств, возможно, проходил бы гораздо быстрее.

Диляра Кузина, ассистент кафедры геофизики и геоинформационных технологий:

Курсы повышения квалификации были для меня очень полезными! Мне понравился коллектив преподавателей, который с нами работал, это доценты кафедры педагогики высшей школы: И.Голованова, Н.Телегина, Е.Асафова, Э.Галимова, Т.Сибгатуллина. Мы с удовольствием приходили к ним на занятия, потому что чувствовалось, что они трудятся не «для галочки», что для них важно делиться знаниями, которыми они обладают. Особенно запомнилась работа в малых группах на практикумах, наверное, потому, что сейчас я сама веду практические занятия у студентов. Я поняла, что и до курсов применяла некоторые методики, только неосознанно. Важно и то, что во время обучения я лучше узнала своих коллег с других кафедр.