В эти дни в КФУ продолжает свою работу Второй Международный форум по педагогическому образованию.

Одна из конференций мероприятия посвящена детской литературе и образованию в мультикультурном мире и проводится с целью выработать новые методики обучения ребенка с помощью искусства, которые были бы особо эффективны в условиях многонационального класса и необходимости научить школьников взаимопониманию.

«Художественная литература с самого детства учит всех нас доброму, вечному, но сегодня наши дети почти перестали читать, — отмечают организаторы. — Как мотивировать детей, сделать так, чтобы книга стала другом и помощником школьника? Именно на этот дискуссионный вопрос пытаются ответить российские и зарубежные педагоги совместно».

Профессор Московского педагогического государственного университета Ирина Минералова уверена, что для этого нужно изменить, в первую очередь, отношение к чтению внутри семьи. Но и преподавание литературы в школе, система внеклассных занятий должны стать другими – учитывать интересы ребёнка, стать ближе его потребностям. Необходимы уроки-дискуссии, уроки-исследования, уроки игрового типа, уроки-проекты, —  всё, что способно заинтересовать ребёнка, привить ему любовь к книге.

Своим мнением на эту тему с нами поделилась и преподаватель Технического университета Дрездена (Германия) Юлией Койновой-Цёльнер:

— Дети любят читать для себя, а не по принуждению. А в школе есть единая для всех программа,  один на всех ход урока, — отмечает она. — Ребёнок не чувствует, что этот урок именно для него, что он отвечает его интересам. Конечно, составители программы руководствовались самыми благими целями, но в центре внимания учителя должны быть всё-таки не литературные герои, не абстрактные высокие цели, а индивидуальность ребёнок.

— Что делать учителю в случае, если класс переполнен и очень сложно  найти время на индивидуальность каждого?  

— Одно другому не мешает. Нужно, чтобы на уроке соблюдалось такое триединство: сердце – голова – рука. Если ученик испытает какую-то яркую эмоцию (работа сердца), то легко включится в работу, надолго запомнит этот урок. Если совершит маленькое открытие (голова), то сделает шаг вперед в своем развитии и почувствует радость. Если сможет завершить проект (книжка-малышка, плакат, сценка), то поймёт важность урока именно для себя, сможет возвыситься в собственных глазах.

— Как в Германии прививают любовь к чтению у детей?

— В Германии сейчас издают трёхмерные книги: со звуком и запахом. Иллюстрации в такой книге разные – ребёнок может не только увидеть то, о чём он читает, но воспринять это всеми пятью органами чувств. У нас есть интересная форма занятий – «ночь чтения»: в школу приглашаются дети с родителями на всю ночь для того, чтобы читать книги. Это настоящая радость – почувствовать себя наедине с книгой, хозяином библиотеки, классной комнаты. Это дарит ребёнку положительные эмоции, и значит, зарождает в нём любовь.

 

 Марина Ведишенкова, Наталья Дорошкевич