Встреча с выпускниками журфака КФУ Руфиной Газизовой и Романом Шапшинским уже третий год становится одним из самых интересных и веселых занятий в Школе молодого журналиста (ШМЖ). Руфина сейчас работает специалистом по работе с болельщиками футбольного клуба «Рубин», а Роман – корреспондентом клубного канала «Рубин-ТВ». В 2009 году он также, как и несколько десятков нынешних абитуриентов, посещал ШМЖ, где набирался мастерства от университетских преподавателей и практикующих журналистов. Теперь он сам рассказывает секреты профессионального мастерства тем, кто делает первые шаги в мир масс-медиа.

Гости сразу нашли общий язык с аудиторией. А как иначе, если на их вопрос «кому интересна спортивная журналистика?» руки подняли многие из присутствующих. Ребята говорили о том, как они пришли в футбольный клуб, в чем специфика работы каждого. Если Руфина теперь много общается с игроками (хотя совсем недавно была ему коллегой по редакции), то Роман еще и колесит вместе в ними на выездные матчи и сборы. Первая командировка была в Грозный, с тех пор он побывал там уже шесть раз. По его словам, успел «объездить пол-мира».

Руфина и Роман начали работать задолго до получения диплома о высшем образовании. Руфина в составе ФК «Рубин» уже семь лет (со второго курса), Роман пришел немного позже с телевизионным портфолио. Газизова училась на специализации «Периодическая печать» отделения журналистики Казанского университета, Шапшинский – «телевизионщик».

— Было тяжело, – вспоминает Руфина, – и практика в университете, и сюжеты. Только к пятому курсу я поняла, что мне моя специализация помогает, и можно сдавать материалы, написанные как будто для печати.

Ребята много говорили о психологии общения. Без этого в журналистике невозможно, потому что постоянно надо разговаривать с людьми, интервьюировать футболистов. От того, какой тактике поведения будет следовать  корреспондент, зависит результат его работы. Начинающих журналистов интересовало, как выбрать наиболее эффективную?

— Есть три модели общения журналиста во время интервью, – объясняла Р. Газизова. – Можно ставить себя ниже собеседника (модель «удав и кролик»), разговор равных собеседников или еще по каким-то причинам возомнить себя по статусу выше респондента, то есть «включить звезду», пытаться задеть его вопросами. С нашими футболистами возможен только один вариант – общение наравных, потому что иначе есть риск очень быстро опустить тебя на землю и даже ниже, – серьезно ответила она.

Между прочим, журналисту это надо иметь в виду всегда независимо от того, с кем он разговаривает.

— Журналистика – всегда опыт, – поддержал коллегу Шапшинский. – Чем больше берешь интервью, тем он богаче. Иногда опытные операторы, непосредственно имеющие отношение к журналистике, тоже задают свои вопросы, и у них получается не хуже, чем у самих корреспондентов.

— А о зарплате спрашиваете игроков? – поинтересовался кто-то из школьников.

— Во-первых, я не запоминаю столько цифр, – отшутилась Руфина, – а во-вторых, это не мое, а личное дело каждого.

Есть еще такой вид интервью как «флэш», то есть быстрый разговор. В этих случаях следует заранее продумать вопросы, а уже по ходу беседы импровизировать и придумывать новые. Спрашивать надо только о том, что будет интересно читать или смотреть. Очень важно сопереживать герою интервью, прожить вместе с ним те мгновения его жизни, о которых он говорит, ведь без интереса со стороны журналиста собеседник быстро прекратит разговор – он же бессмысленен.

— Спортивная журналистика сейчас переживает переломный момент, – рассказал Роман Шапшинский. – Она все больше начинает совмещать богатый северо-американский и европейский опыт. Один из методов донесения информации народу называется «инфотейнмент». В наш век при помощи гаджетов люди хотят получать информацию легко, и развлечения выводятся на передний план. Поэтому журналисты вынуждены совмещать информирование и развлечение аудитории.

Встреча получилась отнюдь не теоретической. Например, только что процитированный мной тезис был подтвержден просмотром видеоролика «На что способен Дядюн?!», снятый на одном из сборов команды. В кадре нападающий «Рубина» Владимир Дядюн набивает не только мяч, но и носки, апельсин, мяч для гольфа, туалетную бумагу. На мой взгляд, получилось очень весело!

— Я сам в детстве жонглировал всем, – прокомментировал сюжет автор ролика Роман Шапшинский. – У этого футболиста отличное чувство юмора и самоиронии. Дело в том, что скандал, разгоревшийся вокруг него и его агента, которому футболист якобы не выплатил большую сумму денег, пошатнул репутацию человека. Думаю, что этим видео Дядюн доказал себе и другим, на что он способен.

Интересными были и два других фильма, которые мы в тот вечер посмотрели. Роман сделал и показал короткометражную ленту о «звезде» «Рубина» 2003-2004 годов полузащитнике Денисе Бояринцеве, много забивавшим, привлекавшимся в национальную сборную. А ведь этого могло и не быть из-за дорожного происшествия, в которое в 2003 году Денис попал в Казани. Не пострадав тогда, Бояринцев в первый же год выступления «Рубина» тогда еще в Высшей футбольной лиге страны стал бронзовым призером чемпионата. Ему не удалось стать чемпионом России (в 2005 году «Бояра» уехал из Казани искать счастья в московском «Спартаке»), но с нашим городом у него связаны только теплые воспоминания. Работая над фильмом «Денис Бояринцев. Взлет после падения», Роман ездил к нему домой в Подмосковье и вместе со спортсменом вновь пережил все мгновения «голов, очков, секунд».

Второй сюжет, названный «Марко Девич. Первый после Бога», сделан в жанре зарисовки об украинском легионере «Рубина» нападающем Марко Девиче. Это прозвище футболист получил от фанатов харьковского «Металлиста», за который ранее выступал.

— Это что же должен сделать человек, чтобы заслужить такую любовь болельщиков? – вопрос Шапшинского оказался риторическим.

Какой же мастер-класс от практиков обходится без «страшилок»? Вспомнили о ней и в тот вечер. По словам гостей, все произошло перед поездкой «Рубина» в Грозный на матч с «Тереком».

— Наше прежнее наше руководство должно было перед матчем выпустить короткий анонсирующий видеоролик, – рассказывает Руфина. – В итоге его главным героем оказался Сталин. В кажде он сидит в кабинете и перечисляет игроков команд по списку. Переходя к нашим соперникам, он говорит: «Расстрелять!». После выхода этого ролика начался скандал. Главе чеченской диаспоры дали мой телефонный номер. Представьте, выхожу я из душа – меня не было, наверное, минут 15-20, – а у меня за это время 46 пропущенных звонков!

— В следующий раз, когда я собрался ехать в Грозный, нам хотели дать охранника, – добавил Роман.

— Так получилось потому, что никто не включил голову, – комментирует Руфина. – Коллеги говорили: ребята, не надо, это – история! Но…

К счастью, все обошлось.

Почти два часа, что длилась встреча начинающих журналистов с Руфиной и Романом, никому не было скучно. Прощаясь, ребята подарили школьникам сувениры с фотографиями игроков «Рубина». Надеюсь, что в конце-апреля или начале мая гости из этого футбольного клуба снова придут к нам, ведь там работают несколько выпускников журфака Казанского университета. К слову, бывший староста группы, в которой училась Руфина Газизова, Иван Бодылевский, в прошлом году приходил вместе с ней в ШМЖ, а сейчас он возглавляет пресс-службу ФК «Ростов».

Слушательница Школы молодого журналиста Алина Валиева старательно собрала вопросы, которые задали гостям молодые журналисты. Спрашивать было почти нечего: Руфина и Роман очень подробно обо всем рассказали. Но три вопроса ребята все-таки задали.

— Вы хорошо знакомы с командой?

Руфина: — Когда в клуб приходят новые футболисты и хотят с тобой познакомиться и пообщаться, главное ответить «да». Дружеские отношения в команде приветствуются и у меня получается поддерживать их с игроками, и в частности, благодаря тому, что я придерживаюсь одного принципа: не вешать ярлыков никому, пока не узнаю этого человека, не поговорю с ним хотя бы двадцать пять секунд и не пойму сама, кто это. Без этого – никаких первых впечатлений.

— Как брать интервью у раздраженного человека?

Роман: — Я обычно извиняюсь, говорю, что это необходимо. У меня случай был: наши ребята в Грозном сыграли вничью – 1:1 и нужно было взять интервью у капитана команды, на тот момент Олега Кузьмина. А он и так неразговорчивый, так еще и расстроен. Спрашиваю: «Как считаете, чего не хватило ребятам сегодня?» – «Не знаю». «Что вы думаете об этой игре?» – «Ничего не думаю». В итоге ушел ни с чем. Но некоторое время спустя я с ним сделал большое интервью.

Руфина: — Обычно журналисты видят человека один раз, и неизвестно, придет ли он еще раз к тебе или нет. На таком компактном канале, как наш, человеческий подход должен быть, когда мы годами, месяцами сосуществуем в одном мире. Не стоит трогать собеседника, пока он недоволен – естественно, он взбрыкнет или скажет по минимуму. Получится неинтересно, и такой материал будет не нужен. Пусть у вас в голове будет хотя бы один аргумент, почему беседа нужна именно ему. К примеру, у меня есть определенная группа ребят, которые с интервью всегда выручат.

— Почему нужно поступать на журфак?

Роман: — Конечно, есть такие корреспонденты и журналисты, которые, не посетив ни одной пары в университете, добились небывалых высот. Я не призываю вас к этому (улыбается). Журфак учит многому и дает проведенное с пользой время: общение, навыки писать, узнавать новое.

Напомню, что Школа молодого журналиста работает при журфаке (теперь Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций) КФУ более десяти лет. Цель Школы: подготовка старшеклассников и тех, кому интересна профессия журналиста, к поступлению на журфак Казанского университета или другого вуза. Обучение длится 5,5 месяцев, оно ориентировано на формирование у абитуриентов практических навыков работы журналиста. Лекций мало, в основном, деловые игры, мастер-классы, экскурсии в редакции СМИ, проблемные дискуссии. Многие из выпускников Школы – сегодня успешные журналисты, которые приходят и делятся с ребятами секретами профессионального мастерства. В этом году в Школе молодого журналиста учится 43 человека. Вручение им сертификатов об окончании Школы запланировано на 20 мая.

Роман БАКАНОВ

Фото автора