Вход в личный кабинет
запомнить меня
Блог «Мои заметные мысли»
Статьи
Интервью
Рейтинги
Объявления
О блоге
Блог Романа БАКАНОВА - журналиста и замдиректора
Основатель блога Роман Баканов
Авторы блога ...
Всего записей 34
Число подписчиков 2
Число комментариев 1
Место в рейтинге
3
Сумма баллов
689
Описание блога
Не ждите здесь отчетов о победах и достижениях.Мой дневник - прежде всего для разговора о проблемах в образовании в разных направлениях этого самого современного образования. Высшего и среднего. Как и чему учить студентов? С помощью каких технологий? Как не навредить им, "грузя" их знаниями...Я доцент кафедры журналистики Казанского (Приволжского) федерального университета, заместитель декана по социальной и воспитательной работе факультета журналистики и социологии, кандидат филологических наук (защитился в 2006 году). Практической журналистикой занимаюсь почти 20 лет. Область научных интересов : современная журналистика России, медийная критика как одна из форм профессионального саморегулирования журналистского сообщества. Кроме того, интересно изучать и наблюдать за тенденциями в телевизионном бизнесе (прежде всего - федеральном), но и республиканский телерынок иногда тоже может преподнести сюрприз. Еще слежу за тенденциями развития (теперь уже и деградации) молодежных СМИ,
Фотогалерея
Чему учить будущих журналистов? Медиакритике!
20.02.2016
Рубрики:
634
32
2
Умение критически воспринимать любой медиатекст – одно из слагаемых профессионализма журналиста. Полноценное высшее образование невозможно без обучения навыкам критического осмысления реальности.

 

Предполагаю, что одной из причин снижения уровня российской журналистики является слабое владение навыками анализа публикаций СМИ со стороны вчерашних студентов и их более опытных коллег. Считаю, что отсутствие привычки осмысления работы коллег довольно быстро приведет к снижению требований, предъявляемым журналистом к самому себе. О каком качестве журналистики в таком случае может идти речь?

 

Впечатление недели: цвет трусов «звезды»

Двенадцать лет веду занятия о студентами разных курсов журфака Казанского университета. Как-то раз в рамках дисциплины «Новостная журналистика» попросил ребят вспомнить, о чем они читали в прессе или что смотрели по телевизору на минувшей неделе. Какая новость наиболее запомнилась и чем? Молчание было мне ответом. Через минуту девушка с первого ряда, чуть покраснев, негромко молвила:

- Выяснилось, что у Димы Билана трусы малинового цвета…

Видно, что реплика далась студентке не без волнения. Сказано это было как бы между прочим, в надежде, что услышу только я, а не группа. Услышали все. Студенты смеялись громко, я же – про себя.

Прошу уточнить: откуда такие сведения. Ответ: «Желтая пресса пишет в Интернете». Ни автора, ни источник, ни дату публикации начинающая журналистска не запомнила. Слышала звон, но даже не потрудилась повернуть голову в его сторону.

Это задание я даю студентам часто. Стараюсь, чтобы они не бездумно «потребляли» тексты, а изучали творческий стиль того или иного автора, учились работе с фактами, умели пересказать услышанное. Со временем ребята привыкают к требованиям, пробуют более тщательнее подходить к выбору своей версии главной темы недели, участся сопоставлять данные, проверять их. Затем они сдают экзамен и многие благополучно забывают об элементарном анализе информации на достоверность. Каникулы им в этом помогают.

К сожалению, такие качества, как неумение (а порой и нежелание) учиться корректной работе с источником информации, ориентация на развлекательные издания, реалити-шоу, отсутствие интереса ко всему, что не связано с гламурной жизнью, присущи и студентам журфака КФУ. Радует, что не всем. Многие из них на старших курсах устраиваются работать в СМИ: информируя население, часто представляют только позицию государства. Порой складывается ощущение, что журналисты считают достойным освещения только то мероприятие, на котором побывали первые лица Татарстана.

Еще проблема: мало у кого из работающих студентов есть желание вникать в тему. С одной стороны, понятно: сегодня одно, завтра – другое. Где у корреспондента время, чтобы досконально все изучить? Необходима специализация. Но с другой стороны поверхностное восприятие проблемы журналистом может привести к искажению фактов при публикации материала.

Понимаю: кто платит, то и заказывает музыку. Понятия «формат издания» никто не отменял. Каждая модель информирования аудитории ставит перед журналистом определенные задачи, которые ему следует выполнять. Из разговоров со студентами выясняется, что даже к третьему-четвертому курсам половина учащихся не представляет себе «расстановку сил» на современном информационном поле как России в целом, так и Татарстана в частности. Происходит это из-за отсутствия интереса (а то и лени) студентов к постоянному изучению облика отечественной журналистики. Некоторые изучают его на практике, стучась в двери разных редакций, другие читают пресву в Интернете. Но есть и так называемая «серая масса» юношей и девушек, от которой не дождешься самостоятельного изучения прессы. Эти ребята будут работать только в рамках подготовки к зачету или экзамену.

 

Внимательно читать – тоже работа

На помощь приходит медиаобразование. В Российской педагогической энциклопедии читаю: «Медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и др.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию реальной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств». В практике подготовки студентов-журналистов необходимо шире использовать наработки исследователей в данной области, чтобы: а) научить их самостоятельному анализу практики деятельности СМИ; б) изучая разные методы подачи информации, сделать так, чтобы ребята были готовы успешно работать в тех форматах, которые заданы современной журналистикой.

С 2006 года студенты четвертого курса отделения журналистики (теперь Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций) КФУ осваивают новую практическую дисциплину «Медийная критика». Как ее автор, я опираюсь на учебную модель «образование на материале прессы». В обучение включены не только теоретические сведения о цели, задачах, объекте и предмете медийной критики, ее функциях и видах, но и изучение, анализ многочисленных газетно-журнальных публикаций. Отдельное внимание уделяется журналистской критике в сети Интернет. Акцент в подаче материала сделан на телекритику, так как в федеральных газетах это направление медиакритики представлено больше других.

Первая практическая тренировка: провести самостоятельный мониторинг нескольких федеральных или местных изданий по выявлению уровня освещения определенной проблемы. На проверке выясняется, что большинство ребят могут собрать материал, но сделать анализ проблемы не в состоянии. На мой взгляд, происходит это не от того, что студентов не учили обобщать информацию, а потому что у многих из них нет привычки задумываться над качеством потребляемого контента. Кроме того, мало кто из учащихся регулярно читает качественные издания. Напротив, о чем пишут развлекательные издания, знают все. Видимо, студентов пока не волнует проблема информационных воздействий, каждое из которых имеет свою целевую аудиторию и четко обозначенный конечный результат. Так кто и каким образом манипулирует нами? Хорошо, если о манипулировании они вообще будут иметь представление.

Не в этом ли причина феномена, о котором говорят психологи: около 70% россиян не могут отличить обычную реальность от виртуальной, конструируемой СМИ и, главным образом, телевидением?

Вот и приходится снова напоминать студентам пройденные курсом ранее правила подготовки обозрения.

Уверен, что для формирования собственного информационного поля студент должен регулярно (не менее одного раза в неделю) читать как федеральные, так и республиканские газеты и журналы. Выбор должен обуславливаться, прежде всего, их политематической направленностью, стремлением представить как информацию, так и анализ событий федерального и международного значений. Надо знакомиться с источниками, издающимися разными организациями: государственными учреждениями, общественными группами, политическими партиями, отдельными гражданами.

В поле профессиональных интересов студента должны быть не менее двадцати общественно-политических федеральных печатных СМИ и не менее 7-10 газет и журналов республиканского масштаба. Изучать СМИ надо очень внимательно, сопоставляя точки зрения на проблему, представляемыми разными источниками. Покупать прессу не обязательно, каждое крупное издание имеет сайт в Интернете. Можно ли сформировать собственную точку зрения на ситуацию, если узнаешь о ней только из одного или двух источников? Можно, но в таком случае не стоит считать ее полной и, по возможности, объективной.

Анализ медиатекстов на первых порах рекомендую проводить по целому ряду вопросов. Вот некоторые из них:

- В чем заключается главная проблема, которую анализирует автор?

- Как бы вы сформулировали стратегическую и тактическую цели исследуемых публикаций?

- На какую аудиторию направлен данный материал или рубрика?

- Какова социальная проблема, содержащаяся в тексте?

- Какие факты / комментарии, присутствующие в тексте, ранее сообщались в этом или других СМИ, а что публикуется впервые?

- В чем вы согласны / не согласны с автором?

Это сложная работа: анализировать медиа. Но где, как не на занятиях в университете, студентам учиться исследовать «повестку дня» различных СМИ? Наивно думать, что жизнь заставит их самостоятельно изучать контент СМИ в рамках профессиональной деятельности. Вряд ли. Поступив на работу в редакцию, репортеру придется искать информацию, чтобы прокормиться. Останется ли у него время для основательного анализа прессы?

 

Это лекарство в аптеке не купишь

Учить анализировать медиа необходимо не только будущих журналистов, но и каждого человека. Одной из форм обучения медиаграмотности должна стать медиакритика – новое для российской журналистики направление, призванное всесторонне исследовать деятельности СМИ. Сейчас во многих ведеральных (и некоторых региональных) газетах существуют рубрики, авторы которых изучают телеконтент и тенденции современного телевещания. К сожалению, телекритикой пока все в федеральных изданиях и ограничивается. Надеюсь, со временем появятся радиокритика и критика печатных и online-СМИ.

На занятиях по медиакритике мои студенты проходят стиль ведущих критиков ТВ: И.Петровской, Ю.Богомолова, А.Вартанова, С.Тарощиной и других авторов. Учащиеся внимательно анализируют их выступления и, используя эти примеры, пишут свои первые реплики или мини-рецензии на медиатексты. Право студента выбрать, что станет преметом исследования его материала. Предупреждаю всех: пишите только о той передаче или тексте, которую вам было интересно смотреть (читать). Критерии, по которым следует «препарировать» произведение, изучаем на отдельной лекции. За отведенное на практические занятия время (октябрь – декабрь) каждый студент должен сделать анализ СМИ в трех разных жанрах критики. Часто с первого раза у ребят получаются только реплики, но учащиеся примеряются к рецензии, обозрению, статье. Как правило, для работы в таких сложных жанрах им не хватает фактуры, знаний тенденций и принципов вещания современного ТВ. На обсуждениях самостоятельных работ выясняется, что студенты иной раз слишком строги к авторам передач. Еще из типичных ошибок четверокурсников назову назидательность (велик соблазн поругать работников СМИ), отсутствие достаточных оснований для выводов, не соблюдение баланса между выявленными положительными и отрицательными сторонами. Ошибки совершаются от отсутствия у ребят опыта анализа медиатекстов.

За каждое выполненное задание студент получает баллы. Если в семестре он вовремя сдаст пять качественно выполненных самостоятельных работ. То зачет получает «автоматом». Свои тексты учащиеся могут предложить к публикации в СМИ. Обращались туда, но местной прессе это не нужно. Выручает Интернет, где есть форум http://www.tv-kritik.ru/forum/. Там размещаем студенческие работы, которые комментируются другими пользователями ресурса.

Итак, я считаю, что умение корректно критически осмыслять тексты СМИ – одно из профессиональных требований к современному журналисту. Он долен уметь видеть работу коллег, анализировать ее и перенимать у них лучшее. Учить аналитике необходимо со студенческих лет. Не надо ждать, пока происходящие в журналистике процессы осмыслит наука, доверьте это право медиакритике. Развивайте ее, приобщейте к ней начинающий журналистов. Поддерживаю тех коллег, кто считает, что при условии соблюдения правил корпоративной «игры» это направление может стать для прессы лекарством от необъективности и «передергивания» фактов, которое не купишь в аптеке.

Роман БАКАНОВ 

Оригинал фото на: 1.  http://xn--80aawbjbcxidlwe.xn--p1ai/wp-content/uploads/2014/07/9-630x220.png

2. http://islam.ru/sites/default/files/files/ti_ne_prav.jpg

3. http://www.pcsu-ca.ru/wp-content/uploads/2013/09/Uffici-Stampa.jpg

Комментарии
Лента блога

Чему учить будущих журналистов? Медиакритике!

 
Предполагаю, что одной из причин снижения уровня российской журналистики является слабое владение навыками анализа публикаций СМИ со стороны вчерашних студентов и их более опытных коллег. Считаю, что отсутствие привычки осмысления работы коллег довольно быстро приведет к снижению требований, предъявляемым журналистом к самому себе. О каком качестве журналистики в таком случае может идти речь?
 
Впечатление недели: цвет трусов «звезды»
Двенадцать лет веду занятия о студентами разных курсов журфака Казанского университета. Как-то раз в рамках дисциплины «Новостная журналистика» попросил ребят вспомнить, о чем они читали в прессе или что смотрели по телевизору на минувшей неделе. Какая новость наиболее запомнилась и чем? Молчание было мне ответом. Через минуту девушка с первого ряда, чуть покраснев, негромко молвила:
- Выяснилось, что у Димы Билана трусы малинового цвета…
Видно, что реплика далась студентке не без волнения. Сказано это было как бы между прочим, в надежде, что услышу только я, а не группа. Услышали все. Студенты смеялись громко, я же – про себя.
Прошу уточнить: откуда такие сведения. Ответ: «Желтая пресса пишет в Интернете». Ни автора, ни источник, ни дату публикации начинающая журналистска не запомнила. Слышала звон, но даже не потрудилась повернуть голову в его сторону.
Это задание я даю студентам часто. Стараюсь, чтобы они не бездумно «потребляли» тексты, а изучали творческий стиль того или иного автора, учились работе с фактами, умели пересказать услышанное. Со временем ребята привыкают к требованиям, пробуют более тщательнее подходить к выбору своей версии главной темы недели, участся сопоставлять данные, проверять их. Затем они сдают экзамен и многие благополучно забывают об элементарном анализе информации на достоверность. Каникулы им в этом помогают.
К сожалению, такие качества, как неумение (а порой и нежелание) учиться корректной работе с источником информации, ориентация на развлекательные издания, реалити-шоу, отсутствие интереса ко всему, что не связано с гламурной жизнью, присущи и студентам журфака КФУ. Радует, что не всем. Многие из них на старших курсах устраиваются работать в СМИ: информируя население, часто представляют только позицию государства. Порой складывается ощущение, что журналисты считают достойным освещения только то мероприятие, на котором побывали первые лица Татарстана.
Еще проблема: мало у кого из работающих студентов есть желание вникать в тему. С одной стороны, понятно: сегодня одно, завтра – другое. Где у корреспондента время, чтобы досконально все изучить? Необходима специализация. Но с другой стороны поверхностное восприятие проблемы журналистом может привести к искажению фактов при публикации материала.
Понимаю: кто платит, то и заказывает музыку. Понятия «формат издания» никто не отменял. Каждая модель информирования аудитории ставит перед журналистом определенные задачи, которые ему следует выполнять. Из разговоров со студентами выясняется, что даже к третьему-четвертому курсам половина учащихся не представляет себе «расстановку сил» на современном информационном поле как России в целом, так и Татарстана в частности. Происходит это из-за отсутствия интереса (а то и лени) студентов к постоянному изучению облика отечественной журналистики. Некоторые изучают его на практике, стучась в двери разных редакций, другие читают пресву в Интернете. Но есть и так называемая «серая масса» юношей и девушек, от которой не дождешься самостоятельного изучения прессы. Эти ребята будут работать только в рамках подготовки к зачету или экзамену.
 
Внимательно читать – тоже работа
На помощь приходит медиаобразование. В Российской педагогической энциклопедии читаю: «Медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и др.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию реальной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств». В практике подготовки студентов-журналистов необходимо шире использовать наработки исследователей в данной области, чтобы: а) научить их самостоятельному анализу практики деятельности СМИ; б) изучая разные методы подачи информации, сделать так, чтобы ребята были готовы успешно работать в тех форматах, которые заданы современной журналистикой.
С 2006 года студенты четвертого курса отделения журналистики (теперь Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций) КФУ осваивают новую практическую дисциплину «Медийная критика». Как ее автор, я опираюсь на учебную модель «образование на материале прессы». В обучение включены не только теоретические сведения о цели, задачах, объекте и предмете медийной критики, ее функциях и видах, но и изучение, анализ многочисленных газетно-журнальных публикаций. Отдельное внимание уделяется журналистской критике в сети Интернет. Акцент в подаче материала сделан на телекритику, так как в федеральных газетах это направление медиакритики представлено больше других.
Первая практическая тренировка: провести самостоятельный мониторинг нескольких федеральных или местных изданий по выявлению уровня освещения определенной проблемы. На проверке выясняется, что большинство ребят могут собрать материал, но сделать анализ проблемы не в состоянии. На мой взгляд, происходит это не от того, что студентов не учили обобщать информацию, а потому что у многих из них нет привычки задумываться над качеством потребляемого контента. Кроме того, мало кто из учащихся регулярно читает качественные издания. Напротив, о чем пишут развлекательные издания, знают все. Видимо, студентов пока не волнует проблема информационных воздействий, каждое из которых имеет свою целевую аудиторию и четко обозначенный конечный результат. Так кто и каким образом манипулирует нами? Хорошо, если о манипулировании они вообще будут иметь представление.
Не в этом ли причина феномена, о котором говорят психологи: около 70% россиян не могут отличить обычную реальность от виртуальной, конструируемой СМИ и, главным образом, телевидением?
Вот и приходится снова напоминать студентам пройденные курсом ранее правила подготовки обозрения.
Уверен, что для формирования собственного информационного поля студент должен регулярно (не менее одного раза в неделю) читать как федеральные, так и республиканские газеты и журналы. Выбор должен обуславливаться, прежде всего, их политематической направленностью, стремлением представить как информацию, так и анализ событий федерального и международного значений. Надо знакомиться с источниками, издающимися разными организациями: государственными учреждениями, общественными группами, политическими партиями, отдельными гражданами.
В поле профессиональных интересов студента должны быть не менее двадцати общественно-политических федеральных печатных СМИ и не менее 7-10 газет и журналов республиканского масштаба. Изучать СМИ надо очень внимательно, сопоставляя точки зрения на проблему, представляемыми разными источниками. Покупать прессу не обязательно, каждое крупное издание имеет сайт в Интернете. Можно ли сформировать собственную точку зрения на ситуацию, если узнаешь о ней только из одного или двух источников? Можно, но в таком случае не стоит считать ее полной и, по возможности, объективной.
Анализ медиатекстов на первых порах рекомендую проводить по целому ряду вопросов. Вот некоторые из них:
- В чем заключается главная проблема, которую анализирует автор?
- Как бы вы сформулировали стратегическую и тактическую цели исследуемых публикаций?
- На какую аудиторию направлен данный материал или рубрика?
- Какова социальная проблема, содержащаяся в тексте?
- Какие факты / комментарии, присутствующие в тексте, ранее сообщались в этом или других СМИ, а что публикуется впервые?
- В чем вы согласны / не согласны с автором?
Это сложная работа: анализировать медиа. Но где, как не на занятиях в университете, студентам учиться исследовать «повестку дня» различных СМИ? Наивно думать, что жизнь заставит их самостоятельно изучать контент СМИ в рамках профессиональной деятельности. Вряд ли. Поступив на работу в редакцию, репортеру придется искать информацию, чтобы прокормиться. Останется ли у него время для основательного анализа прессы?
 

Это лекарство в аптеке не купишь
Учить анализировать медиа необходимо не только будущих журналистов, но и каждого человека. Одной из форм обучения медиаграмотности должна стать медиакритика – новое для российской журналистики направление, призванное всесторонне исследовать деятельности СМИ. Сейчас во многих ведеральных (и некоторых региональных) газетах существуют рубрики, авторы которых изучают телеконтент и тенденции современного телевещания. К сожалению, телекритикой пока все в федеральных изданиях и ограничивается. Надеюсь, со временем появятся радиокритика и критика печатных и online-СМИ.
На занятиях по медиакритике мои студенты проходят стиль ведущих критиков ТВ: И.Петровской, Ю.Богомолова, А.Вартанова, С.Тарощиной и других авторов. Учащиеся внимательно анализируют их выступления и, используя эти примеры, пишут свои первые реплики или мини-рецензии на медиатексты. Право студента выбрать, что станет преметом исследования его материала. Предупреждаю всех: пишите только о той передаче или тексте, которую вам было интересно смотреть (читать). Критерии, по которым следует «препарировать» произведение, изучаем на отдельной лекции. За отведенное на практические занятия время (октябрь – декабрь) каждый студент должен сделать анализ СМИ в трех разных жанрах критики. Часто с первого раза у ребят получаются только реплики, но учащиеся примеряются к рецензии, обозрению, статье. Как правило, для работы в таких сложных жанрах им не хватает фактуры, знаний тенденций и принципов вещания современного ТВ. На обсуждениях самостоятельных работ выясняется, что студенты иной раз слишком строги к авторам передач. Еще из типичных ошибок четверокурсников назову назидательность (велик соблазн поругать работников СМИ), отсутствие достаточных оснований для выводов, не соблюдение баланса между выявленными положительными и отрицательными сторонами. Ошибки совершаются от отсутствия у ребят опыта анализа медиатекстов.
За каждое выполненное задание студент получает баллы. Если в семестре он вовремя сдаст пять качественно выполненных самостоятельных работ. То зачет получает «автоматом». Свои тексты учащиеся могут предложить к публикации в СМИ. Обращались туда, но местной прессе это не нужно. Выручает Интернет, где есть форум http://www.tv-kritik.ru/forum/. Там размещаем студенческие работы, которые комментируются другими пользователями ресурса.

Итак, я считаю, что умение корректно критически осмыслять тексты СМИ – одно из профессиональных требований к современному журналисту. Он долен уметь видеть работу коллег, анализировать ее и перенимать у них лучшее. Учить аналитике необходимо со студенческих лет. Не надо ждать, пока происходящие в журналистике процессы осмыслит наука, доверьте это право медиакритике. Развивайте ее, приобщейте к ней начинающий журналистов. Поддерживаю тех коллег, кто считает, что при условии соблюдения правил корпоративной «игры» это направление может стать для прессы лекарством от необъективности и «передергивания» фактов, которое не купишь в аптеке.
Роман БАКАНОВ 
Оригинал фото на: 1.  http://xn--80aawbjbcxidlwe.xn--p1ai/wp-content/uploads/2014/07/9-630x220.png
2. http://islam.ru/sites/default/files/files/ti_ne_prav.jpg
3. http://www.pcsu-ca.ru/wp-content/uploads/2013/09/Uffici-Stampa.jpg

Вид публикации: 
Рубрики: 
Анонс: 
Умение критически воспринимать любой медиатекст – одно из слагаемых профессионализма журналиста. Полноценное высшее образование невозможно без обучения навыкам критического осмысления реальности.
КФУ ID: 
868
Баллы: 
0
Фото: 
Ранг: 
Последний редактор: