Когда я прибыла в Россию, я быстро заметила главное отличие российской инфраструктуры от словенской – наличие огромного количества железных дорог и почти отсутствие велосипедных трасс.  Да и значение слов «близко» и «далеко» теперь понимается по-другому.

В Словении мой самый любимый вид транспорта – велосипед, который в Любляне является самым быстрым и гибким. Я добираюсь от моего дома до университета за 25 минут, а если мне надо ехать на автобусе, мне приходится выходить из дома за целый час!

Большую часть центра города, где находятся разные институты, банки, магазины, предприятия, церкви, библиотеки, и любимые места для прогулки горожан несколько лет назад вообще закрыли для машин, поэтому там можно либо ходить пешком, либо ездить на велосипеде.

Велосипед – хороший друг студента после полуночи, когда автобусы больше не ходят, а такси обойдется минимум в 5 евро. Весной на улицах Любляны велосипедов даже больше, чем машин, а местными велотреками можно пользоваться круглый год. И хотя иногда их логика не поддаётся объяснению, по крайне мере, она есть. В Казани же велосипед — это всего лишь развлечение, но не как не полноценный вид транспорта.

Сдалось нам метро, …

Наверное, если бы в Любляне начали строить метро, то никогда бы не закончили. Да и нужно ли оно в таком небольшом городе?

Любляна стоит на месте римского военного поселения, здесь постоянно находят памятники старины, и именно поэтому каждый ремонт в городе – это история длинной в вечность. Ремонт одной из центральных дорог города, длина которой меньше километра, продолжался чуть меньше года.

… но машина почти необходима

Жизнь в Словении имеет один большой минус: если хочешь вести образ жизни типичного словенца, то без машины это будет делать трудно. Междугородние автобусы довольно дорогие, и типичной семье с двумя детьми ездить на таком виде общественного транспорта не стоит, хотя на покупку автомобиля, уход за ним и топливо (которое у нас теперь в раза три дороже, чем в России) уходят совсем не маленькие деньги.

 

То же самое можно сказать о словенских поездах. Более того, из Любляны до моря на машине можно добраться за час, а на поезде – за три. Поэтому ими обычно пользуются либо школьники и студенты, которые учатся в других городах, либо туристы, которым не хватает времени. Ночными поездами, в отличие от  России, внутри страны никто не пользуется, потому что за это время мы уже будем на другом конце Европы! Ведь для  нас это очень длинный путь.

Много словенцев, кроме того, живёт в горах или регионах, где автобус ходит лишь  раз или два в день, иногда только для того, чтобы забрать и привести детей в школу в долину

А что именно для меня означает  «образ жизни типичного словенца»? Это ходьба в горы, катание на лыжах, езда на дачу или в виноградник, покупка одежды за границей. Для меня – это места, до которых даже машина нелегко добирается, не говоря уже об автобусах…

Поэтому хотя Словения, в сравнении с самой большой страной в мире, действительно маленькая, дистанции внутри неё сразу становятся длинее – может быть на самом деле нужное место совсем рядом, но добраться туда … Это уже отдельная история

Вероника Сной, редакция Include

Фотография обложки: Pixabay,  CC0 Public Domain

Читайте больше материалов о жизни молодежи на include.club