– «Кто же второпях любуется чудесами?»

Джон Р.Р.Толкин

 

Что связывает судьбы великого математика, основателя неевклидовой геометрии, ректора (1827-1846 гг.) и одновременно библиотекаря, председателя строительного комитета Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского  и всемирно известного писателя, автора «Хоббита» и знаменитой трилогии «Властелин колец» Джона Рональда Руэла Толкина? Как ни удивительно, но это старинные напольные часы в экспозиции Музея истории Казанского университета.

Их высокий, статный корпус красного дерева, а также мелодичный перезвон обращают на себя внимание во время экскурсий и встреч с гостями. По легенде часы находились в кабинете Н.И.Лобачевского, позднее – в Геометрическом кабинете, где стараниями математиков Казанского университета много лет бережно сохранялись рукописи и книги Н.И.Лобачевского, его учеников и последователей. Часы стали одним из первых экспонатов Музея истории в конце 1970-х гг.

Напольные часы такого плана принято называть Grandfather clock – «дедушкины часы» (англ.), по цитате, заимствованной из известной одноименной песенки английского композитора конца 19 века Генри Клэя Уорка. Однако университетские часы имеют прямое отношение к вполне реальному «дедушке» – пра-пра-прадеду писателя Джона Р.Р.Толкина – Джону Бенжамину Толкину, бывшему в конце 18 века одним из лучших часовых мастеров Лондона.

Изучение часов было проведено историком часового дела Синегубкиным Олегом Александровичем. Как свидетельствует надпись на циферблате, они были изготовлены в крупной лондонской часовой мастерской Gravell & Tolkien, которой с 1792 г. управляли часовщики  Вильям Гравел и Джон Бенжамин Толкин. Партеры унаследовали дело известнейшего часовщика своего времени – Ирдли Нортона (Eardley Norton).

Мастерская Нортона, неизменно располагавшаяся в самом центре Лондона  на St.John Street, 49, являлась поставщиком высококлассных часов для многих европейских и азиатских монарших дворов, в том числе и двора Екатерины II. Его имя имело такую отличную репутацию, что даже после кончины самого Нортона в 1792 г. наследники его дела – партнеры Гравел и Толкин некоторое время продолжали выпускать часы под маркой Eardley Norton. Механизм университетских музейных часов имеет серийный номер 3587 и был выполнен чуть позже, в интервале 1795-1805 гг.

Как писал в воспоминаниях сам Джон Р.Р.Толкин, большинство его предков по линии отца были ремесленниками. Толкин выводил свою фамилию из немецкого слова tollkühn, которое означает «безрассудно храбрый». Несколько семей с фамилией Tolkien и ее вариантами по сей день живут на северо-западе Германии. Один немецкий писатель предположил, что фамилия, скорее всего, произошла от названия деревни Tolkynen близ Растенбурга в Восточной Пруссии (ныне северо-восточная Польша). Название этой деревни, в свою очередь, происходит из вымершего прусского языка.

Однако сейчас уже достоверно известно, что род Толкинов происходил из польского г.Гданьска (прусский г.Данциг). Иоганн  Бенжамин – такое имя будущему часовому мастеру дали при крещении – родился в 1753 г. во времена правления польского короля Августа III, его дед был скорняком, а отец антикваром, весьма богатым человеком. Во время событий осады Гданьска прусскими войсками в возрасте 19 лет Иоганн вместе со своим старшим братом Даниелем Готтлибом решают иммигрировать. Поселились в Англии, братья «быстренько превратились в коренных англичан»,  по выражению самого Толкина, обзавелись семьями.

К сожалению, первая жена  Иоганна Бенжамина Мэри скончалась всего лишь через несколько лет после свадьбы, оставив ему дочь. А вот вторая супруга подарила ему троих сыновей, средний из которых – Джордж Толкин (1784-1840) стал пра-прадедом известного писателя.

Партнерство часовых дел мастеров Джона (Иоганна) Бенжамина Толкина с Вильямом Гравелом продолжалось почти 30 лет – с 1792 по 1820 г., и только после кончины Джона фирма целиком перешла к семье Вильяма, а название было изменено на Gravell & Son.

Из воспоминаний самого Джона Р.Р.Толкина также становится понятно, как зарождались его собственные писательские эксперименты в 1920-е годы. Его старшему сыну, Джонни, тяжело удавалось перейти ко сну, поэтому пока он лежал, отец присаживался к нему на кровать и рассказывал разные придуманные истории, к примеру, о рыжеволосом мальчике – Рыжике, который, попав внутрь часов с кукушкой, пережил серию удивительных приключений.  С этих сказок, незримо связанных и с «часовым прошлым» семьи, вероятно, и родился огромный мир толкинских фантазий, ставший таким близким миллионам людей по всему свету.

Напольные часы мастерской Gravell & Tolkien в музейных и частных собраниях России встречаются редко, чаще – настольные. Интересна еще одна деталь – деревянный футляр часов эксперт атрибутировал как работу русских мастеров конца XVIII – начала XIX в. Возможно, изначальный футляр часов был утерян или механизм часов был доставлен в Россию после введения Павлом I «санкций» против Англии (блокады английских товаров, начатой в 1800 г.) или последовавших заградительных пошлин времен правления Александра I. В этот период ввозить часы в собранном виде стало крайне затруднительно, зачастую доставлялись лишь механизмы, а корпуса изготавливались локально, что, кстати, послужило ощутимым толчком к развитию собственного часового и мебельного производства.

Эти часы в музее – часть истории Казанской гимназии, возрожденной Павлом I, а также первых лет Казанского университета. Они ровесники Н.И.Лобачевского и нашей Alma mater. По этим точным английским часам сверяли время ученые мужи прошлого. Они отбивают минуты и для нас, сегодняшних.   

Музей истории Казанского университета выражает слова искренней благодарности историку часового дела Синегубкину Олегу Александровичу за атрибуцию часов и предоставленные материалы.

Информация предоставлена директором музея истории КФУ Светланой Фроловой