Сегодня Международный союз теоретической и прикладной химии (IUPAC) обнародовал предполагаемые названия и символы элементов №№ 113, 115, 117 и 118, факт синтеза которых был подтвержден 30 декабря 2015 года.

Элемент № 113 предполагается назвать «нихоний» (Nh) в честь Японии (его открытие признано за физиками-ядерщиками из Японии). Полученные в результате совместных работ российских и американских физиков-ядерщиков элемент № 115 планируют назвать «московий» (Mc), а элемент 117 — теннесин (Ts). Московий — в честь Московской области, в которой расположен Объединенный Институт ядерных исследований, а «тенессин» — в честь штата США, в котором проводились и проводятся значительная часть исследований США в области синтеза трансфермиевых ядер. Вроде все логично, и что №113 будет «нихоний», я предполагал, ибо «ниппонием» (по другому самоназванию страны восходящего Солнца) назвать нельзя — символ «Np» зарезервирован за нептунием.

Меня несколько удивляет вариант с названием 118-го — его планируют назвать «оганессон» (Og) в честь Юрия Оганесяна — руководителя лаборатории ядерных реакций им. Г. Н. Флёрова в Объединённом институте ядерных исследований в Дубне. Не столько меня удивляет выбор названия, поскольку Оганесян сделал для синтеза сверхтяжелых ядер не меньше, чем Сиборг и Флёров, уже попавшие в таблицу, просто Юрий Цолакович, насколько я знаю, находится в добром здравии (и дай ему Эру дольше в нем находиться), а вот примеров тезоименования элемента в наше время в честь живого и здравствующего ученого, честно говоря, не припомню.

PS В фейсбуке напомнили, что прецедент был — в 1997 году элемент «сиборгий» был назван в честь Гленна Сиборга и Сиборг стал первым учёным, при жизни которого элемент был назван его именем. Что же — тогда Юрий Оганесян станет вторым.